С недавних пор российский бизнес, стремящийся к глобальному присутствию, стал видеть всё больше закрывающихся дверей. В условиях беспрецедентного числа ограничений компаниям нужно актуализировать представления о целевых рынках и международных партнерствах. Это означает пересмотр ряда важных элементов глобального бизнеса, к которым относятся цепочки поставок, технологические цепочки, цепочки создания стоимости, а также модели присутствия на международном рынке.
Проблема нарушения цепочек
Активная фаза развития событий, а также агрессивная санкционная политика повлияла на цепочки поставок как российских, так и международных компаний, причем масштаб этих изменений еще предстоит оценить. Текущая ситуация осложняет или делает невозможным евразийский сухопутный транзит. Под угрозой поставки ряда товаров из России, Украины и Белоруссии на мировой рынок. Мы уже видим высокую волатильность с повышающим трендом цен на нефть, газ, металлы, удобрения и прочие сырьевые товары. В моменте авиационный транзит понес убытки за счет перестроения маршрутов – в частности, между Европой и Азией. Происходят аресты авиационных и морских судов; более 100 кораблей находятся в портах Черного моря; крупнейшие грузоперевозчики Maersk и MSC прерывают транспортировку грузов. Всё это не может не сказываться на экономической ситуации в целом ряде стран.
Одна из наиболее чувствительных цепочек – продовольственная. Нарушаются как поставки продукции из России и Украины, так и поставки удобрений для сельскохозяйственных нужд третьих стран. Невозможность проведения качественных посевных работ приведет к продовольственному кризису, что сильнее всего скажется на Африке. Многие африканские страны зависят от импорта продовольствия из России и Украины от 50 до 100%. Сложившийся кризис коснется и Индии, которая на 80% энергозависима, и рост цен на энергоресурсы повлияет на экономику страны.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе глобальная экономика вряд ли претерпит существенные изменения по сравнению с ранее выявленными фундаментальными трендами. Потребуется формирование цепочек поставок, ориентированных на новые географии, что важно для глобальной стратегии любого бизнеса.
Модели присутствия. Откуда и как вести бизнес
Нередко бизнес недооценивает многоплановость понятия глобальной стратегии, зачастую фокусируясь на экспорте, и чуть реже – на глобальных цепочках поставок. Но модель глобальной стратегии включает в себя и другие элементы: решения по размещению производств и персонала, источники капитала, комбинации юрисдикций и многое другое. Компании, которые изначально конфигурировали комплексную международную стратегию, куда лучше готовы к текущим событиям. Это позволяет им не только минимизировать потери, но и открывать новые возможности.
Сейчас Россия входит в период “экономики сопротивления”. Это экономический феномен, уже сформировавшийся в Иране и демонстрирующий успешность на протяжении нескольких десятилетий. Эта экономическая политика проводится государством, поэтому бизнесу крайне важно держать руку на пульсе, улавливая какие именно решения будут приниматься для поддержки бизнеса. Более того, следует активно участвовать в подготовке и обсуждении этих решений на площадках диалога бизнеса и власти, включая бизнес-диалоги в школе СКОЛКОВО. Опыт Ирана изучен многими экспертами, в том числе и в нашей школе. Нет сомнений, что он будет использован для формирования экономической политики в России – причём речь идёт не только о бизнесе внутри страны, но и о взаимодействии с глобальными партнерами.
Также важно обратить внимание на партнеров России по международным организациям, прежде всего, ЕАЭС и ШОС, которые не меняют форматов взаимодействия. Потенциал этого сотрудничества должен быть изучен в сложных конфигурациях, во избежание новых санкций. Эту задачу следует решать во взаимодействии с официальной повесткой.
Необходимо также рассмотреть новые локации для ведения международных операций – каскадную модель присутствия. Речь идёт о региональных хабах для ведения бизнеса в регионе – например, Стамбул или Астана для Евразии, Рабат или Тунис для Европы, или Йоханнесбург для Африки южнее Сахары. Помимо этого существуют глобальные хабы, такие как Дубай, Катар, Гонконг и т.д.
К примеру, Дубай или Катар являются воротами не только на Ближний Восток и Северную Африку, но ко всему макрорегиону Индийского океана, куда входит Западная Африка, Индия и Юго-Восточная Азия. Компания, разместившая операции в Катаре и Куала-Лумпуре, получает уникальные возможности для работы в регионе, в котором представлено 28 государств (Indian Ocean Rim Association), 35% всего населения мира (2,6 млрд человек) и свыше 10% мирового ВВП, через который проходит до 50% всей мировой торговли.
Глобальные хабы имели значение как точки присутствия задолго до сложившейся ситуации, но сейчас приобрели особую значимость. Они служили и будут служить промежуточным звеном в процессе выхода на важные для бизнеса рынки. Ключевое значение роли хаба в том, что бизнес с его помощью находится в “неплоской” географической структуре и имеет больше свободы для маневра. Важно подчеркнуть, что хабы – это всегда города, а не страны. “Обслуживают” они также не страны, а либо регионы, либо торговые пути.
Новые инсайты для цепочек и моделей присутствия
В Школе управления СКОЛКОВО заработала программа регулярных онлайн-сессий Unlocking Territories с уникальной концепцией – это микс экономической географии и LIVE-коммуникации с экспертами программы Global Shift. Такой подход позволит присмотреться к новым рынкам для моделирования и обустройства предпринимательского хода. Посещая онлайн-сессии формата Unlocking Territories, вы получите важное представление об интересующем вас регионе, познакомитесь с экспертами СКОЛКОВО, а также составите впечатление о полном формате Global Shift.
В ближайшее время состоятся две онлайн-сессии, посвященных крупным перспективным хабам. Речь об уже упомянутых ранее ОАЭ и о сложившемся новом хабе – Армении. Если вы заинтересованы в построении новой карты мира предпринимателя – рекомендуем присоединиться к сессиям Unlocking Territories. Вас ждет уникальный двухчасовой формат информационного погружения в особенности рынков.
- 14 апреля “Иран. Опыт подсанкционных стран и компаний”
- 22 апреля “Китай. Территория как рынок и как ресурс”