Замечаю, что дети стали безразличнее относиться к знаниям об окружающем мире.
Вот свежий пример – затеяла с детьми старшей группы игру «Бывает, не бывает».
Условия игры: ведущий, бросая по очереди каждому игроку мяч, сообщает о каком-то реальном или искаженном факте об окружающем мире. Нужно очень быстро сориентироваться и ответить, бывает так или нет.
Затрагивать нужно самые разнообразные сферы, чтобы внимание детей как можно быстрее переключалась.
Вот примеры вопросов для игры «Бывает, не бывает»:
- огурец бывает синим;
- Земля планета имеет форму шара;
- некоторых мальчиков зовут Наташа;
- после весны приходит лето;
- у кенгуру есть сумка.
Еще интересны серии вопросов:
- Мама варит суп. Папа варит суп. Книжный шкаф варит суп.
- В аквариуме плавают рыбы. В аквариуме живут тритоны. В аквариуме плавают самолеты.
Или предлагаю вопросы-перевертыши:
- Девочка ведет на поводке собачку? Собачка ведет на поводке девочку.
- Осенью дети идут в школу. А зимой школа идет к детям.
Среди прочих был вопрос: «У быка есть рога?». В это время мяч попадает в руки мальчика, сидящего в независимой позе "нога на ногу". Знаю, что это его любимая поза перед подписчиками В Тик-Токе. Он юный блогер, во многом демонстрирующий, что цель его жизни – «успешный успех».
Возвращая ведущему мяч, с уверенной улыбкой он говорит: «Нет, не бывает!».
Большая часть детской аудитории откликнулась:
– Быва-а-а-а-ает.
Меньшинство стало твердить, поддерживая тик-токера:
– Нет, не бывает.
Допускаю, что никто из них действительно в свои пять лет еще не видел корову или быка живьем. Люди отошли от частного натурального хозяйства. И даже в деревне это крупное рогатое животное – редкость.
Мальчик еще несколько раз упрямо повторил:
– Не бывает, не бывает, – но, видя, что под напором аудитории, его авторитет может покачнуться, вдруг нашел «лазейку»:
– Да, вообще, какая разница? Давайте дальше уже играть, – сказал он с очаровательной уверенной улыбкой.
И вдруг вся детская аудитория с ним согласилась: действительно, какая разница? И любопытные детские глаза уставились на меня. Кто-то даже сказал «Прикольная игра, давайте дальше играть».
Игру пришлось прервать. Потому что в этом беспечном отказе от поиска истины об объектах реального мира, я увидела проблему. На мой взгляд, безразличное отношение к тому, что бывает на самом деле и чего не бывает –это первый шаг, приводящий в итоге и к беспечному распространению фейков, и к искажению фактов, в том числе исторических.
Если нам безразлична истина, то невозможно правильно выстроить причинно-следственные связи, проанализировать имеющие факты и прийти к верному выводу. К чему это приводит, мы видим в нынешних реалиях развития событий на геополитической арене.
Пришлось адресовать детской аудитории такое обращение:
– Ребята, если вы не будете точно знать, есть у быка рога или нет, вроде бы ничего страшного не случится. Действительно, какая разница? Но, это только на первый взгляд. Вы не будете точно знать, сможет забодать бык рогами человека или нет? К какому типу животных он относится – безрогое парнокопытное, крупный рогатый скот или мелкий рогатый скот? Эти знания позволяют нам просчитать, много ли можно получить от быка мяса, а от коровы ещё и молока.
Цель это мини-лекции не в том, чтобы дети усвоили классификацию малодоступную их пониманию, а в том, чтобы задумались над серьезностью факта.
Спрашиваю:
– Где мы можем узнать эту информацию?
Все как один, сказали, что в интернете.
– Кто проведет разведку, и завтра нам точно скажет: есть ли у быка рога, нет. А если есть, то зачем они ему нужны?
Первым откликнулся, к сожалению, не тик-токер. Хотя я, признаться, рассчитывала на это. Он почему-то решил, что лучше для него, это отказаться от игры «Бывает и не бывает», и отсесть в сторонку с независимым видом.
А ведь, если бы был задан вопрос, бывает ли у Хаги Баги рога, он выдал бы правильный ответ. В этом я уверена. Потому что он знает о мире мифических монстров всё.
Помогут ли такие знания в жизни, вот в чем вопрос?
На мой взгляд, мы взрослые, стали беспечнее относиться к тому, какое мировоззрение формируется у наших детей. Они, же еще не понимая разницы между реальным и виртуальным миром, гораздо больше интересуется вторым.
Не осознавая, что виртуальный мир, это чья-то выдумка, часто лишенная законченной логики, системы и последовательности. Просматривается безразличие к истине, к тому, что бывает на самом деле.
Меня это тревожит, а вас?
#занятия с детьми психолога из детсада