Наш древний город Арзамас
Великолепен без прикрас.
Конечно, не Париж, не Рим,
Но обликом неповторим.
Прекрасно города лицо:
Садов зеленое кольцо,
Кварталов новых этажи,
Все краски ярки и свежи.
Не потускнела до сих пор
Корона города – Собор.
И возрожденный магистрат
Сегодня радует наш взгляд...
А.И. Плотников
«Белые зубчатые стены монастырей с их башнями и каменными кельями, множеством также каменных обывательских домов с их темными садами, куполы церквей и светлые шпицы колоколен придавали городу, особенно издали, действительно прекрасный вид … Если я прибавлю несколько слов о школе живописи, которой произведения принимаются с похвалою на нашей столичной выставке художников, вы узнаете мой маленький городок…», – так поэтично об Арзамасе написала местная уроженка Мария Семеновна Жукова (1805-1855) на страницах повести «Инок», открывающей цикл ее «Вечеров на Карповке».
В России сотни таких маленьких провинциальных городков, о существовании которых толком даже мало кто знает. Арзамасу повезло. Он вошел в пословицы: «Арзамас-городок – Москвы уголок» и «Один глаз на нас, другой – на Арзамас». А в начале 19 века с легкой руки графа Дмитрия Блудова (памфлет «Видение в арзамасском трактире, изданное обществом ученых людей») его имя присвоили вольнолюбивому литературному обществу.
Основание и тайна названия города
Арзамас – старинный русский город с богатым прошлым. Когда он был основан? Откуда происходит его название? Эти вопросы интересовали любителей местной истории с давних пор.
В период возникновения Нижнего Новгорода, в 13 веке, местность вокруг современных Арзамаса, Лукоянова и Сергача представляла собой лесные дебри, населенные охотничьими мордовскими племенами. Об Арзамасе как о новой русской крепости известно со времен казанских походов Ивана Грозного.
Город был основан в XVI веке на месте древнего мордовского поселения и во времена Ивана Грозного защищал юго-восточные рубежи Московского государства. После падения Казанского ханства как раз началось интенсивное освоение края.
Первые упоминания об Арзамасе как о русской крепости и административном центре большого уезда в дошедших до нас исторических документах относятся к 1570-м гг. (духовная грамота Ивана IV, поместные акты). В разрядах-записях о назначении царем служилых людей названы первые арзамасские воеводы Григорий Щетнев и Иван Хохлов. Воевода Хохлов назначен в 1578 г. Именно с этого времени город известен уже по многим историческим источникам. Поэтому условно датой основания Арзамаса принято считать 1578 год.
О происхождении названия города существует несколько версий и легенд. Один из вариантов связывает появление топонима Арзамас с именами двух мордовских предводителей, братьев Арзая и Маcая, которые будто бы встретили Ивана Грозного дарами и первыми среди своих соплеменников приняли православную веру. Их окрестили и назвали Арзая – Александром, а Масая – Михаилом. А языческие имена их составили имя нового города – Арзамас.
Здешний историк Н.М. Щегольков так объяснял название города: «арзя», или «эрзя» – название мордовского племени, а слово «мас» на мордовском языке значит хороший, добрый, прекрасный. Исследователь предполагал, что большое мордовское сельбище, находившееся на месте Арзамаса, называлось этим именем по своему местоположению. Такое объяснение надолго вошло в краеведческую литературу.
Современные специалисты допускают, что последний слог в названии Арзамас является усеченным словом «мастор», что по-эрзянски означает определенную землю, кому-то подвластную, земельное владение. Таким образом, вероятнее всего, название Арзамас надо переводить как город в эрзянской земле.
Арзамасские гуси
Благодаря выгодному географическому положению Арзамас стал значительным торговым центром (продажа хлеба, лука, птицы, скота). В городе развивались кожевенное, скорняжное, салотопенное, войлочное, кузнечное, шорное и др. ремесла, изготовление изделий золотого шитья.
В старину город также ассоциировался с торговлей луком и в XVII-XVIII вв. по праву считался «гусиной столицей» России, а его горожан называли «луковниками» и «гусятниками». Арзамасские гуси были особой породы, яйценоской, весомой и видной.
Ежегодно в окрестностях Арзамаса выращивали около 20 000 гусей. По осени огромные гусиные стада гнали своим ходом в Нижний Новгород и даже в Москву. Перед дальней дорогой, чтобы птицы не ободрали лапки, их прогоняли сначала по разогретой смоле, а потом по песку. Так гусь получал черные «лапоточки» для длительного путешествия.
Популярность гуся, его задорный характер и вкусное мясо нашли отражение в деятельности петербургского литературного кружка начала XIX века «Арзамас» (1815-1818). Членами литературного объединения были В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, братья Тургеневы, граф С.С. Уваров и др. Именно Жуковский, мотивируя тем, что арзамасские гуси славятся на всю Россию, предложил сделать эту птицу одним из обязательных атрибутов новорожденного союза. Гусь арзамасской породы был выбран в качестве символа общества. Его изобразили на печати «Арзамаса» и традиционно подавали к столу в конце заседания.
14 июля 2012 года одну из улиц провинциального города украсил памятник арзамасскому гусю. Автор – нижегородский скульптор В.Потанин.
Величавым белоснежным птицам с бойцовским характером посвящен ставший уже традиционным народный фестиваль «Арзамасский гусь», который проводится на Соборной площади города и вызывает особый интерес у туристов и СМИ.
Знаменитые соотечественники в Арзамасе
В разное время и по разным обстоятельствам в городе побывали многие знаменитые люди России. Одни из них проживали в Арзамасе месяцами, другие навещали его мимоходом. Многие из них оставили свой заметный след в общественной и культурной жизни города.
Здесь проездом побывали генералиссимус А. В. Суворов и императрица Екатерина II. Сохранилось историческое предание, что царица приехала в город с большим опозданием, поздно ночью, поэтому большинство горожан, вышедших ее встречать, разошлись по домам, а те немногие, кто остались, спали крепким сном прямо на поле около города. Рассматривая из кареты спящих подданных, государыня якобы воскликнула: «Сон-город! Сон-город!»
11 июня 1767 года императрица и ее окружение прибыли в Арзамас. Немного отдохнув, Екатерина Великая поехала осматривать город. Она благосклонно общалась с жителями, присутствовала на молебне и дала обед, на который пригласила нижегородского губернатора и арзамасского воеводу. Позднее, уже из Мурома, Екатерина Алексеевна написала письмо графу Панину: «От Алатыря до Арзамаса и от сего места до муромских лесов земли час от часу хуже, селения чаще и ни пяди земли нет, коя бы была не разработана, и нигде голоду нет».
В запасниках Воскресенского собора города Арзамаса до сих пор хранится интересный экспонат – трон Екатерины II. Это объемное деревянное кресло, покрытое сусальным золотом, было сделано местными резчиками специально к приезду императрицы. Передние ножки вырезаны в форме орлиных когтей, опирающихся на деревянный шар, – символ Российской империи. Широкое сиденье выполнено из красного плюша. Горожане преподнесли кресло-трон в дар государыне, но она повелела оставить его в городе в память о своем визите.
В пору нашествия французов Арзамас на некоторое время приютил юного Николая Полевого – впоследствии известного писателя, драматурга, литературного критика пушкинской поры.
В 1813 году здесь проездом останавливался поэт-сатирик и драматург князь И.М. Долгорукий. В «Путешествии из Москвы в Нижний» Иван Михайлович называет Арзамас прекрасным среди российских уездных городов и рисует подробную панораму города. Князь написал интересную заметку о трактирном буйстве пленных французских офицеров, которые избили местного городничего.
Неоднократно по дороге в болдинское имение в Арзамасе останавливался А.С. Пушкин. Первый его приезд был в начале сентября 1830 года, а последний раз поэт проезжал через город в 1834 году. По преданию, А.С. Пушкин бывал в доме Бессонова (ул. В. Набережная, 14) и в доме Лебедевых.
Не единожды бывал в Арзамасе и уезде русский писатель Павел Иванович Мельников-Печерский. В 1839-1842 гг. в журнале «Отечественные записки» были опубликованы его «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь». В них он писал: «…Дорога к Арзамасу вообще скучна, хотя изредка и попадаются приятные для глаз сельские виды. Верст за восемь Арзамас весь открывается прекрасной панорамой. Довольно значительная возвышенность, полукругом огибающая Тешу, покрыта красивыми каменными домами, из-за которых смотрят колокольни, одна другой выше, одна другой великолепнее; в середине величественный собор с прекрасной колоннадою и огромным куполом, поражает всякого своей колоссальностью; левее видны церкви Алексеевской общины; еще далее роща и монастырь Святогорский. В России немного и губернских городов, которые бы при таком счастливом местоположении были так красивы, как Арзамас».
Позднее П.И. Мельников-Печерский использовал арзамасские впечатления для написания рассказа «Красильниковы», в котором, по многим приметам, угадывается Арзамас, а в герое повествования – арзамасский купец первой гильдии Красильников.
В другом рассказе «Именинный пирог» (1869) писатель вывел образ художника-иконописца из Арзамаса, подчеркнув, что изограф учился в школе Ступина.
В начале мая 1853 года в городе проездом был со своей молодой женой Ольгой Сократовной Н.Г. Чернышевский. Молодые супруги переезжали из Саратова в Петербург. Из Арзамаса Н.Г. Чернышевский отправил письмо отцу.
2 сентября 1869 года в одной из арзамасских гостиниц проездом в Пензенскую губернию останавливался великий русский писатель Л.Н. Толстой. Здесь он испытал то, что позднее назовет «арзамасским ужасом» – тяжелые размышления о бренности и тщетности жизни, которые он впоследствии опишет в неоконченной автобиографической повести «Записки сумасшедшего»: «Всю ночь я страдал невыносимо... Я живу, жил, я должен жить, и вдруг смерть, уничтожение всего. Зачем же жизнь? Умереть? Убить себя сейчас же? Боюсь. Жить, стало быть? Зачем? Чтоб умереть. Я не выходил из этого круга, я оставался один, сам с собой».
Несколько раз посетил Арзамас известный писатель, публицист и общественный деятель В.Г. Короленко. Первый приезд состоялся в июне 1890 года. Здесь он собирал материалы для оставшейся, к сожалению, незаконченной повести «Арзамасская муза», в которой нашла отражение жизнь академика А.В. Ступина. В Арзамасе был собран материал и для очерка «Божий городок», раскрывающего трагическую судьбу борцов за народное дело – разинцев, которых тысячами казнили в Арзамасе, на Ивановских буграх.
5 мая 1902 года в Арзамас под гласный надзор полиции был выслан великий русский писатель А.М. Горький, который поселился в доме на ул. Сальникова (совр. ул. К.Маркса, 17).
Пребывание «буревестника революции» в Арзамасе оставило глубокий след в культурной и общественной жизни города и уезда. Здесь писатель успешно продолжал свое литературное творчество: была завершена пьеса «На дне», началась работа над «Дачниками». Сделанные в Арзамасе наброски позднее были использованы в ряде произведений, в частности, в рассказе «Как сложили песню», в повести «Городок Окуров», в очерке «Городок» и др. В Арзамасе литератора навещали его друзья – писатели Л.Андреев, Е.Чириков, художник С.А.Сорин, один из создателей МХТ В.Немирович-Данченко.
В городе отметились А.Серафимович, В.Маяковский, К.Паустовский и др. «Давно, еще в 1916 году, я был проездом в Арзамасе. Вырос я на юге и до тех пор не видал еще таких уездных городков, как Арзамас, – типично русских, вплоть до причудливых резных наличников, неизменной герани на окнах и дверных звонков, дребезжащих на заржавленной проволоке.
Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. Базар был заставлен плетеными корзинами с желтыми, крепкими яблоками, и куда ни взглянешь – всюду было такое обилие золоченых, похожих на эти яблоки куполов, что казалось, этот город был вышит в золотошвейной мастерской руками искусных женщин», – вспоминал К. Паустовский.
Арзамас – родина замечательного детского писателя Аркадия Гайдара (Голикова). Здесь он провел детские годы, учился в реальном училище (1914–1918). Память о родном городе он увековечил в литературном псевдониме: Гайдар – Голиков Аркадий из Арзамаса (на французский манер).
Горожане помнят о Гайдаре. Его имя носят парк культуры и отдыха – самое красивое место города, детская библиотека. Дом его детства – ныне мемориальный музей писателя. Кроме того, в Арзамасе был открыт Литературный музей Гайдара (1967), воздвигнуты два памятника писателю-земляку.
В названиях «литературных» улиц арзамасцы запечатлели имена прославленных писателей и поэтов, посещавших их дивный город. Так на городскую карту попали Александр Пушкин, Лев Толстой, Николай Чернышевский, Максим Горький, Владимир Маяковский.
Провинциальная школа живописи
Первая в России частная провинциальная художественная школа для детей всех сословий была создана в городе Арзамасе местным уроженцем Александром Васильевичем Ступиным (1776-1861). Он родился в дворянской семье и был внебрачным ребенком, которого родители отдали на воспитание и усыновление мещанину Василию Ступину. В записках 1847 года сам Александр Васильевич писал о себе: «Отдан был на время арзамасскому мещанину Василию Ступину, с тем, чтобы после устроить мой жребий, однако судьба к тому не допустила: мать моя скончалась во Владимире, оставила меня трех лет совершенным сиротою, и я был зачислен в мещанское звание».
Приемный отец вскоре ушел в рекруты, и ребенок с малых лет остался с Анисьей Степановной Ступиной, заменившей ему родную мать. Она нашла возможность обучить мальчика грамоте. Десятилетним пареньком Саша стал работать в лавке матери, где у него было достаточно времени для занятий рисованием. Страсть к искусству и художествам проявлялась у него с ранних лет. Довольно посредственный арзамасский богомаз Семен Иванов стал его первым учителем.
В 1797 году Ступин открыл иконописную мастерскую. Его работы имели успех, обеспечивали ему хороший заработок, так что в скором времени он получил возможность построить в Арзамасе собственный дом, куда и переехал вместе со своим семейством и учениками. Понимая, что без специального образования он никогда не сделается настоящим художником, оставив семью, мастерскую и учеников, в марте 1800 года А.В. Ступин отправился в Санкт-Петербург. В столице по совету проживавшего там своего родственника В.Турина он поступил вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где обучался под руководством живописца И.А.Акимова. Особенно же способствовал его успехам в рисовании профессор А. Е. Егоров.
Через два года А.В.Ступин получил звание свободного художника и возвратился в Арзамас, где в 1802 году основал школу живописи.
Наряду с детьми чиновников, купцов и мещан на обучение в школу Ступина принимали и детей крепостных, которые получали здесь и художественное, и общее образование. Наиболее одаренные из крепостных учеников по ходатайству Александра Васильевича получали свободу.
Курс обучения в арзамасской школе длился шесть лет, а для тех, кто уже имел художественные навыки, сокращался до четырех.
Почти за шестьдесят лет своего существования (1802-1861) арзамасская школа выпустила более 150 талантливых художников, самыми известными из которых являются И.М.Горбунов, Н.Е.Рачков, Н.М.Алексеев, В.Е.Раев, К.М.Макаров, В.Г.Перов и другие. Работы этих мастеров украшают залы музеев Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Саранска, Арзамаса.
Василий Григорьевич Перов (1833/34-1882), русский живописец, один из организаторов Товарищества передвижников, автор широко известных картин «Проводы покойника», «Тройка», «Охотники на привале» и др.
Свой путь в искусство Перов начинал в школе живописи Ступина. По арзамасским воспоминаниям он написал картину «Тройка». Известно, что жители города издавна испытывали недостаток питьевой воды, и живописец в своем жанровом полотне показал, как дети местной городской бедноты за грошовое вознаграждение возили хорошую воду из загородных источников.
Самыми известными картинами самого Ступина считаются «Мальчик с листком» и портрет Е. М. Ступиной (жены художника).
Умер академик живописи в Арзамасе 20 июля 1861 года. Вскоре после его смерти его детище – школа живописи – была закрыта.
«Имя Ступина должно занимать почетное место в каждом трактате о живописи нашего Отечества, служа синонимом доблести и любви к искусству, которому посвятил он всю свою жизнь и способности», – отмечал искусствовед А.Н.Андреев.
В центре города Арзамаса в 1959 году был установлен памятник А.В.Ступину работы скульптора В.Г.Бобровского и архитектора С.П. Тюкова.
Именем Ступина названы в Арзамасе улица и детская художественная школа.
Зодчий Поволжья – арзамасец М.П. Коринфский
Один из крупных зодчих классической школы в русской архитектуре XIX в. Михаил Петрович Коринфский (1788-1851) происходил из мещан города Арзамаса. Он родился в семье резчика иконостасов. Начальное художественное образование получил в школе А.В. Ступина, а затем в Петербургской академии художеств, где стал учеником великого А.Н. Воронихина.
Много позже о своем решении поехать в академию Михаил Петрович написал так: «Чувствуя в себе врожденную склонность к архитектуре, я первоначально занимался в правилах оной сам собою и, бывая случайно в первопрестольной столице, не упускал без внимания изящных произведений оной… Мало-помалу усовершенствуясь по сей части, я производил уже практические строения по месту рождения моего в городе Арзамасе и уезде оного. Но, чувствуя в полной мере, что принятым мною способом нельзя надлежащим образом достигнуть совершенства во всех частях любимой мной науки, я отправился в С.-Петербург».
Настоящая фамилия талантливого зодчего – Варенцов. По словам его внука, поэта Аполлона Коринфского, необычную звучную фамилию дед получил следующим образом: при выпуске из Петербургской академии художеств он представил проект в коринфском стиле, присутствовавший на экзамене император Александр I дал ему потомственное дворянство и повелел отныне именоваться Коринфским.
По проектам архитектора сооружено много прекрасных зданий в городах Поволжья. В Симбирске им были построены собор, гостиный двор (здания не сохранились). В стиле русского классицизма там же воздвигнуто здание Мариинской гимназии.
С 1832 года Михаил Петрович Коринфский становится архитектором Казанского университета. Его творения здесь – анатомический театр, физико-химический корпус, библиотека, обсерватория, клиника университета.
Но, пожалуй, самым прекрасным зданием, сооруженным М.П. Коринфским, является Воскресенский собор в Арзамасе, впечатляющий специалистов столичным уровнем, умело привнесенным архитектором в среду провинциального города.
Строительство его продолжалось 28 лет. Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными.
Между тем, современные исследователи насчитывают здесь еще несколько памятников градостроительства и архитектуры регионального значения, имеющих отношение к Коринфскому и дошедших до наших дней. Это усадьба И.А.Попова, состоящая из деревянного жилого дома и сиротского приюта (1812-1814), жилой дом дворянки А.В. Анненковой (1813-1825), купеческая биржа (середина 30-х годов XIX века) и уездное народное училище (1833). Известны и утраченные объекты, над которыми работал архитектор в Арзамасе: художественная школа А.В. Ступина (проект перестройки здания 1809-1811 гг.), мучной ряд и 15 лавок с каланчой (сер. 30-х годов XIX века) на Нижнем Хлебном базаре, нереализованный проект памятника просветителю и меценату Федору Ртищеву (1822).
P.S. Увы, многое в моем рассказе осталось «за кадром». Но если вам по душе старина, обязательно посетите «благословенный Арзамас» (цитата поэта А.И. Плотникова). Уверяю: этот город вас не разочарует. Он многолик и своеобразен. Скромные дворики в зелени садов. Старинные городские усадьбы 19 века. Затейливая резьба на фасадах домов. Малиновый звон колоколов. Музей Русского Патриаршества в здании бывшего городового магистрата петровской эпохи. И это все АРЗАМАС.
Автор: Винокурова Э.Е., главный библиотекарь ОМОРиМ ЦРБ им. В.Г. Короленко
(Использованы фотографии: М.П.Дмитриева, Э.Е.Винокуровой и из открытых источников).