Добрый день, дорогие читатели и подписчики!
Это "Паранормальные байки", и я хочу рассказать вам об одной из городских легенд моего (и не только моего) детства.
Итак, все началось с Макса Фрая. Подписчики часто рассказывают мне про тот, или иной рассказ этого писателя, как про довольно любопытный в плане мистики.
Причем, я заметила, что у Фрая не просто банальные "страшилки", а так скажем, "страшилки" с кастанедовским "послевкусием".
А к своему стыду я читала только его цикл про Ехо, несколько произведений вне цикла (в которых, кстати,тоже фигурирует сэр Макс) и сборник рассказов: "Большая Телега".
Я решила восполнить этот пробел, и начала читать рассказы писателя. Причем, не в том порядке, в котором они есть различных антологиях, а в так называемом "свободном чтении".
Ну т.е нравится название - читаю.
И вот, во время чтения я накнулась на рассказ: "Про страх".
И очень удивилась. Сначала приведу в пример отрывок из текста.
Потом Наташа рассказала нам о мертвом немце, которого когда-то, в самом конце войны, похоронили в нашем дворе, на том самом месте, где теперь стоят мусорные контейнеры. По словам Наташи, он изредка вылезает из могилы, бродит по помойке, пожирает наш мусор и оглядывается по сторонам в поисках жертвы.
Мальчик Сережа Степанов, помните, толстый такой, белобрысый, однажды пошел вечером выносить ведро и его увидел, но успел убежать - думаете, почему Степановы вдруг, ни с того, ни с сего взяли и уехали в другой город? А вот поэтому!
Мы и не сомневались.
Сейчас-то у меня руки чешутся дофантазировать, будто мы называли мертвого немца "Помойник" (поконик с помойки), но это неправда. Он внушал нам такой ужас, что мы вообще не говорили о нем. Зато помнили - всегда. И ходили вокруг свалки кругами, замирая от страха, томясь недобрыми предчувствиями. Родители наши в то лето недоумевали: с какой стати дети вдруг решили помогать им по хозяйству, выносить каждый вечер мусорное ведро? Понятно почему: кто же лишний раз испугаться откажется?
Кстати, эта легенда фигурирует не только в этом рассказе. Фрай еще несколько раз пишет про призрачного немца. Кстати, писатель упоминает эту байку, как часть свое автобиографии.
Понятно, что Фрай - это коллективный псевдоним, но своеобразная автобиография у него вполне имеет место быть.
Книга называется: "Книга для таких как я".
При этом, замечу, что Фрай как бы "отдает" авторские права на немца некой Наташе, но дело в том, что легенда эта расхожая.
Где еще есть такие легенды:
- В городе Вроцлаве. Это вообще была главная история на ночь у тамошних детей.
- В Калининграде. Я очень хорошо помню, как маленькие (семь и одинадцать лет, им тогда было) сестры первого мужа боялись выносить мусор.
На мои вопросы почему так, они отвечали, что на помойке обитает призрак "фрица", и он там рыщет в поисках непослушных детей.
Причем, они-то его именно "помойником" и называли.
Отмечу я и странную географию данной легенды.
Вроцлав, Калининград и восточная Германия (где, собственно, и провел детство "Фрай).
Если посмотреть, что общего у этих населенных пунктов, то можно увидеть, что эти территории когда-то были немецкими.
И в связи с этим у меня возникло две версии о появлении этой легенды. Одна мистическая, а вторая не очень.
1. Версия обывательская.
Залежи немецкой формы времен Второй Мировой.
В подвалах, на чердаках и дачах, которые раньше были вполне себе обычными немецкими домами. Эта форма, в нашем городе тоже имела место быть, но даже во времена моей бабушки очень ценилась.
Найденый китель времен Второй Мировой стоил денег. Например, бабушка моя в 50-е годы, в подвале нашла несколько обмундирований и сдала их в Смоленский Исторический музей.
За находку ей заплатили, как за клад (30% ценности), по ее словам, на деньги вырученные за форму (всего было найдено три комплекта) можно было жить неделю и даже покупать что-то на рынке (а это был удел зажиточных семей).
Напомню, что город - Смоленск был в немецкой окупации почти три года.
Кстати, различные "органы" почти не интересовались тем, откуда у людей была эта форма. Всем было ясно, что это все оставалось после отступления немецкой армии, и еще какое-то время. К тому же началась "оттепель", у страны были интересы поважнее, чем форма немцев.
Кстати, форма не перешивалась, даже добротная, ибо немецкий китель народом узнавался даже перешитый до состояния обычного пиджака. И был нелюбим, что понятно.
Это я про Смоленск.
А сколько же омбундирования валялось на чердаках, в подвалах, да и просто в квартирах жителей бывших немецких территорий?
Понятно, что там эти мундиры не представляли особой ценности и их просто относили на свалку.
Ну и ребенок, выполнявший нехитрую домашнюю работу (а для детей - вынос мусора - это обычная, мелкая помощь по дому), видел эти мундиры около помоек своего города. Богатое детское воображение "дорисовывало" хозяина этих "шмоток", и заодно тут же придумывало страшилку.
Я, кстати, покопалась в фотографиях первого мужа, и нашла довольно любопытные его дачные фото. На фото он с другом в дачной одежде и немецких мундирах.
По его словам, в доме друга, т.е на его даче в Светлогорске ими был буквально завален чердак.
За эту фотографию меня могут забанить, ибо у подростков там очень интересные, характерные "жесты", но если вам любопытно, могу скинуть в личку.
2. Версия с налетом мистики.
Ну а тут в дело "вступают" мною любимые бомжи (теоретически любимые, конечно).
И я до сих пор вижу бродяг в каких-то военных кителях, не немецких, правда, а русских.
Знакомый как-то прислал мне историю про бомжа, лет шестидесяти на вид, который рьяно доказывал, что он бывший участник ВОВ.
Могу ее "рассказать" на этом канале, если будет запрос.
И рассказывал о своих подвигах и сражениях со знанием дела. Только вот возраст никак не сходился.
Я подозреваю, что дети видели бомжей в немецких кителях, которые те как раз и находили на помойке. Подозреваю, что ходят бродяги вне времени. Т.е зашли в Калиинград 50-х, надели такой китель и вернулись в наше время.
Вот и принимали уже дети нулевых таких "вневременных" бездомных за немецких призраков.
Ну вот такая легенда с разбором у меня сегодня получилась.
И несколько вопросов напоследок:
1. Какие есть городские легенды в вашем городе? Есть ли что-то особенное?
2. Что можно еще эдакого прочитать у Фрая, кроме цикла про Ехо.