История американского танка Mark VIII Liberty с приспособлением вместо командирской башенки стробоскопа
Вопрос предоставления наилучшего обзора командиру танка стоял с создания самой первой боевой машины. Командир только тогда сможет эффективно командовать танком, когда он чётко понимает, что происходит вокруг вверенной ему техники и знает прямой приказ непосредственного начальника. Если с получением приказов проблему удалось решить только в ходе Второй мировой войны с полной радиофикацией танковых частей, то с улучшением обзора не разобрались и до сих пор. На британских танках типа "ромб" позиция командира, вплоть до Mark V* располагалась в боевой рубке, рядом с мехводов и видел примерно то же, что и он через узкие щели в бронекорпусе. На Mark VIII для командира танка была предусмотрена отдельная квадратная башенка над боевой пулемётной рубкой, но все её преимущество было в том, что командир был один и в рубке были щели с четырёх сторон и ему нужно было вертеть головой, а не бегать по бронекорпусу. Совершенно другую идею в сверхтяжёлом танке Char 2C (FCM 2C) реализовали французы.
Спроектированный в годы Первой мировой войны танк Char 2C был все таки выпущен после её окончания в 1921-м ограниченной партией в 10 машин. Рассказ об этом танке ещё впереди. А сейчас обратим внимание на оригинальное решение улучшения обзора для командира. Командирское место в главной артиллерийской башне и место зам.командира танка в кормовом отсеке были обородованы стробоскопическими приборами наблюдения, которые были расположены над люками на передней и задней башнями танка. Необычная идея была на серийном танке применена только французами, но те возможно воздерживались от критики собственных решений и американцы в 1926-м году решили испытать стробоскопический наблюдательный прибор на одном из танков Mark VIII Liberty.
Mark VIII Liberty/Тяжёлый танк Mark VIII
Страна: Великобритания/САСШ
Год выпуска: 1926
Производитель: Rock Island Arsenal
Кол-во выпущенных: 1 (экспериментальная модернизация)
Размеры: 10427x3658x3124
Ширина трака: 686 мм
Боевая масса: 39 417 кг
Экипаж: 8-11
Двигатель: Liberty 12V, 305 л.с.
Скорость: 9 km/ч
Пересечении траншеи: 4,88 м
Вооружение: огнемет, 2x 57-мм Hotchkiss QF 6 pdr Mk II, 5 ×0.303-мм М1919 Browning
Бронирование:12-16 мм
При использовании стробоскопического прибора предполагалось создание своеобразной "стеклянной командирской" башенки. Используя эффект стробоскопа командиру, чья голова была в башенке, казалось, что он находится вообще над башней и его круговому зрению ничего не мешает, словно он выглянул из башенного люка. Стробоскопическая башенка заодно служила и крышкой люка, через которую командир танка попадал в него.
Сам прибор представлял из себя полусферический каркас, на который был одет цилиндр с вертикальными прорезями шириной в несколько миллиметров, купол цилиндра с прорезями опирался на центральную пирамидальную ось каркаса. Ширина прорезей должна была быть меньше чем калибр винтовочной пули, а еще лучше твердого её сердечника, что бы даже при попадании пули точно в прорезь, не было проникновения её внутрь башенки.
У танков 2С цилиндр с прорезями опирался на два ряда роликов - сверху и снизу купола. Американцы не планировали использовать стробоскоп как люк для командира экипажа и сделали более простой вариант - ролики были только в верхней часть прибора. От электромотора осуществлялся привод верхнего купола, который вращался вокруг центральной опоры. Благодаря особенностям зрения человека при определенной скорости вращения закрытые части купола исчезали и командиру танка начинало казаться, что вокруг него свободное пространство и он может спокойно смотреть в любую сторону, оценивая ситуацию вокруг боевой машины.
На экспериментальном танке Mark VIII стробоскопический прибор устанавливался на месте квадратной командирской башенки в центре боевой рубки. Если командиру казалось, что его голова торчит из люка, то стороннему наблюдателю вне танка должно было казаться, что сверху сплошной металлический купол. Для того, что бы проникавшие, чисто теоретически, осколки пуль через узкие щели все таки не попадали в голову командира, цилиндрическая часть рамы прибора имела стеклянные триплексы.
Опять же чисто теоретически идея была хороша - вероятность поражения пулями и осколками командира, находящегося в башенке не увеличивалась, а принципиально даже существенно снижалась. Обзор становился идеальным на 360°. И как обычно забыли "про пороги". Поток света, доходивший до командира снижался пропорционально соотношению между размерами глухих частей и щелей в стробоскопе, В американском танке судя по всему снижение яркости была примерно в 5 раз. Если для середины для в пустыне это было не только допустимо, но даже приятно, то уже в сумерках видимость быстро падала. Испытание обстрелом показало низкую стойкость к попаданиям. Конкретика в источниках не упоминается, но можно предположить, что относительно тонкий купол деформировался при попаданиях пули и всю стробоскопическую установку просто заклинивало. В любом случае толщина брони в стробоскопе не должна была быть меньше 7-9-мм. В итоге купол получался тяжелых и сложным. Казалось бы, что все это можно простить за улучшение обзорности, тем более защищенность реальная была не ниже чем у простого квадратного купола. Но это только реальная. Командир танка должен был обладать поистине железной выдержкой, когда все органы чувств говорили ему, что он высунулся из танка безо всякой защиты прямо под пули противники, а он продолжал работать. Очень сложно психологическое испытание.
По итогам испытаний использования стробоскопических приборов было однозначно признано неуспешным, был сделан вывод военными о целесообразности использования для улучшения обзора в танке перископических командирских приборов наблюдения. Забавно, но именно такой прибор имел киношный танк в фильме Спилберга и Лукаса "Индиана Джонс и последний крестовый поход". Но история стробоскопов не закончилась, ей подхватили германские конструктора, которые попробовали применить подобный тип в Гросстракторах и советском ТГ (Танке Гротте). Чужой опыт не учит не чему, каждый должен был набить собственные шишки.
Примерно в тоже время, когда на один из танков установили стробоскоп, ещё на одной машине на Абердинском полигоне начали испытания танка с измененной системой охлаждения двигателя. Из-за того, что двигатель был перенесен в замкнутый кормовой отсек охлаждение было недостаточным. Фирма Heat Controlled Motor Co. модернизировала систему охлаждения с размещением больших притяжных вентиляторов закрытых квадратными фильтрами, размещенными по бортам, из-за чего корма именно этот танка стала похожа на Mark V. Испытания не дали заметного выигрыша, да и никто бы уже не выделил деньги на модернизацию хронически устаревших машин.
Тем не менее, из-за отправки танка на Абердинский полигон именно эта боевая машина и сохранилась на полигоне, а затем в музее. Видимо средств на возвращение огромного железного бака на "кладбище" танков уже не выделили. После мытарств и расформирования музея образец танка Mark VIII Liberty оказался в Национальном музее пехоты Форта Беннингс.
Танк из музея в Форт Беннингс - National Infantry Museum and Soldier Center(Fort Benning), USA
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О первом варианте танка Маленький Вилли и серийный британских танках можно почитать здесь:
Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.
Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя
Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе
Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса.
Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре
Путь танка. Часть 4.1. Mark IV Tadpole. 1917. "Головастик" с минометом на хвосте.
Путь танка. Часть 5.1. Mark V. Танк-победитель
Путь танка. Часть 5.3. Mark V*. С пехотой на борту
Путь танка. Часть 5.4. Mark V**. Танковый прапорщик или работа над ошибками
Путь танка. Часть 6. Mark IX "The Pig". Полноценный гусеничный БТР
Путь танка. Часть 7.1. Mark VIII. Верх эволюции "ромба". Британский прототип
Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец
В других публикациях канала можно почитать о проектах танков в США:
- The Holt ''America First'' Tankю 1916 Американский танковый тупик. Holt ”America First”. 1916. "Америка превыше всего"...
- Tracklayer CLB 75. 1916 Американский танковый тупик. Tracklayer CLB 75. Оглядываясь на конкурента.
- Holt Caterpillar G-9. 1916 Американский танковый тупик. Holt Caterpillar G-9. 1916. Реквизит из кино, чуть не ставший танком.
- Best 75 Tracklayer. 1916 Американский танковый тупик. Best 75 Tracklayer. 1916. На учебу с нацгвардией.
- Holt One Man Tank. 1918 Американский танковый тупик. Holt One Man Tank. 1918. Жертва пропаганды
- Oakland “Victoria” Tank. 1917 Американский танковый тупик. Oakland “Victoria” Tank или Hamilton Tank. 1917
- U.S.Navy 1. 1917 Американский танковый тупик. U.S.Navy 1. 1917. Первый флотский танк.
Источники:
Первые танки. Британские «Ромбы» Первой Мировой, Семен Федосеев
Семен Федосеев: Самые первые танки» год выпуска: 2011, ISBN: 978-5-699-48536-9, издательство: Эксмо,
Tanks and Trenches First Hand Accounts of Tank Warfare in the First World War. David Fletcher.
Tank Hunter: World War I - Craig Moore
The British Tanks 1915-19 David Fletcher Издательство: The Crowood Press Год: 2001
A New Excalibur: The Development of the Tank 1909-1939: 9780436475207: Smithers, A. J.
Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия. Автор: Семен Федосеев, ЭКСМО, 2022
http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/UK/1-Tanks/
http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/UK/1-Tanks/Files/Other-Heavy-Tanks.htm#Mark8
https://tanks-encyclopedia.com/fictional-tanks-hatay-heavy-tank/