Позавчера состоялось прощание с петербургским кинорежиссером Виталием Мельниковым, скончавшимся 21 марта на 94-м году жизни. Вспомнилось, как я принял участие в съемках исторического фильма «Бедный, бедный Павел», снятого этим режиссером.
Виталий Мельников (родился 1 мая 1928 года) — советский и российский кинорежиссер и сценарист, народный артист РСФСР. Более полувека Мельников работал на "Ленфильме", где были созданы его легендарные ленты, вошедшие в золотой фонд российского кино: "Начальник Чукотки", "Мама вышла замуж", "Здравствуй и прощай", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Старший сын", "Выйти замуж за капитана", "Отпуск в сентябре" и другие.
В числе значительных работ и заключительный фильм исторической трилогии Виталия Мельникова «Империя. Начало»- «Бедный, бедный Павел» , поставленный по мотивам пьесы Дмитрия Мережковского «Павел I».
«Эта эпическая картина представляет нетрадиционный взгляд на личность русского императора, показывая его не как тирана, а как живого человека со своими переживаниями, который искренне всеми силами стремится осчастливить страну, которой правит, но не понимает её и избирает негодные методы, что приводит лишь к результату, противоположному желаемому».
Фильм снимался в 2003 году. После ухода с телевидения, у меня тогда не было постоянного заработка и я перебивался разными халтурами, в том числе не брезговал и съемками в «массовке» на Ленфильме. За съемочный день платили вполне сносно, плюс бутерброды с кофе и частичное погружение в мир «артистической богемы», так сказать, не с парадного входа)). Тем более, что иногда съемочный день укладывался всего в несколько часов. Отснялись, получили денежку и остограмились коньячком в ленфильмовской кафешке…
Однако съемки у Мельникова, да еще в исторической картине, не вышли «легкой прогулкой». Мало того, что перед съемками массовку мучали несколько часов костюмеры, примеривая нам диковинные костюмы и подбирая соответствующий реквизит в виде треуголок, буклей и бутафорского оружия.
Так и сами съемки случились в самых экстремальных условиях, на продуваемой всеми ветрами земляной насыпи между Кронштадтом и Санкт-Петербургом, где в то время строился мост и трасса, теперь соединяющие два города.
Надо отметить, Виталий Мельников, как режиссер, оказался требовательным и дотошным в работе, как со знаменитыми актерами, так и с безликой массовкой и «мучал» всех пересъемками и дублями. Съемка закончилась уже под вечер, все замерзли как черти, однако, как говаривал классик: «но у нас было»)).
А фильм получился хорош.Спасибо мастеру.