«Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И всё это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, всё это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия… помяните мое слово, сами увидите!» Ф.М. Достоевский. Из монолога генеральши Епанчиной, «Идиот».
Когда будущий всемирно признанный писатель был Федей, а не Федором Михайловичем, еще до того, как научился читать, он уже грезил путешествиями в Европу.
В 16 лет «беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни»; буквально «проглатывал» сочинения Шиллера, Гетте, Бальзака. В студенчестве подрабатывал переводами французских романов.
Попасть в мир героев любимых книг Федор Михайлович смог только в 1862 году. Литературные представления и реалии европейской жизни пришли в некоторый диссонанс.
Возможно, виной тому перенасыщенные маршруты; желание «постигнуть все»; сам Достоевский со сложным характером, припадками эпилепсии, игроманией, долгими годами каторги за спиной.
Первая поездка предполагала посещение 20 городов за 2.5 месяца, не все получилось.
Через год Федор Михайлович опять отправился в Европу, добавив к уже виденным Берлину, Парижу, Лондону, Женеве, Флоренции и др. еще Рим с Неаполем.
Третье путешествие (июль-октябрь 1865 г) у писателя полностью отняла рулетка. Проигравшись в пух-прах, он с трудом вернулся на родину. Эмоции, пережитые в Висбадене, легли в основу романа «Игрок».
В 1867 году Достоевский вынужден был бежать от кредиторов, как предполагалось на 3 месяца, а задержался на целых 4 года. За это время он объехал Северогерманский союз (с 1871 г.-Германская империя) вдоль и поперек. Появились любимые города, места, художественные ценности. Но меланхолия, ностальгия, тоска по России буквально съедали положительные эмоции: «И как можно выживать жизнь за границей? Без родины- страдание, ей-богу! Ехать хоть на полгода, хоть на год — хорошо. Но ехать так, как я, не зная и не ведая, когда ворочусь, очень дурно и тяжело. От идеи тяжело. А мне Россия нужна, для моего писания и труда нужна (не говорю уже об остальной жизни), да и как еще! Точно рыба без воды; сил и средств лишаешься...» /из письма Майкову/.
Федор Михайлович вернулся в Санкт-Петербург 8 июля 1871 года.
Начался относительно спокойный, самый счастливый период его жизни. Хлопоты о гении русской словесности приняла на себя Анна Григорьевна Достоевская (Ситкина).
Четыре последующих зарубежных вояжа носили исключительно оздоровительных характер. По рекомендациям врачей писатель посещал Эмские воды в 1874, 1875, 1876 и 1879 гг.
Совокупно Федор Михайлович провел за границей 5.5 лет.
Ему были чужды «казённые манеры осматривать по путеводителю разные знаменитые места». Русский философ, публицист, литературный критик Н.Н. Страхов вспоминал: «Все его внимание устремлено на людей, и он схватывал только их природу и характеры, да разве общее впечатление уличной жизни».
Публицистический очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях. Фельетон за все лето» Федор Михайлович опубликовал в журнале «Время» в 1863 году. Этот своеобразный сатирический Путеводитель до сих пор не утратил актуальности. В нем подробно описаны: маршрут, впечатления от городов, нравы жителей, история литературы, межгосударственные отношения.
«Почему Европа имеет на русских, кто бы они ни были, такое сильное, волшебное, призывное впечатление? Ведь всё, решительно почти всё, что есть в нас развития, науки, искусства, гражданственности, человечности, всё, всё ведь это оттуда, из той же страны Святых чудес! Ведь вся наша жизнь по европейским складам еще с самого первого детства сложилась» /Ф.М. Достоевский. «Зимние заметки о летних впечатлениях»/
С годами образ «страны святых чудес» не померк, несмотря на обманутые надежды и разочарования. Даже во время русско-турецкой войны, когда вся Европа жестко противостояла России и русофобия расцветала пышным цветом, Достоевский записал в «Дневнике писателя за 1876 год»: «У нас - русских, две родины: наша Русь и Европа... Против этого спорить не нужно. Величайшее из величайших назначений, уже сознанных русскими в своем будущем, есть назначение общечеловеческое».
В зарубежных поездках Федор Михайлович влюблялся и придавался страстям; отдал себя рулетке и внезапно разом избавился от игровой зависимости; вынашивал сюжеты гениальных романов; обогащал и совершенствовал русский язык; очень много работал.
На какие средства Достоевский путешествовал и жил за границей? Ведь мы привыкли считать, что он был беден, «как церковная мышь». Цены на съемное жилье в европейских столицах XIX века, были ниже, чем в Москве или Петербурге. Не будь разрушительных проигрышей, вполне хватало бы писательских гонораров.
Рассматривая карту в «Музее Достоевского» (Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2), я подумала - интересно было бы проследить основные вехи заграничной жизни Федора Михайловича, заодно сравнить его восприятие и мой взгляд на одни и те же места и достопримечательности.
Начну, пожалуй, из Берлина.
Читайте продолжение.
Россия. Санкт-Петербург. Федор Михайлович Достоевский.
#достоевский #литература #путешествия #европа