Найти тему
Книжный мiръ

К 210-летию со дня рождения русского писателя и публициста Александра Ивановича Герцена (1812—1870).

«”Былое и думы” - не историческая монография, а отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге».

(Александр Герцен)

Автобиографическое произведение Герцена «Белое и думы», часто называемое романом, с самого начала его появления по праву называют настоящим явлением в мировой культуре, широко отражающим панораму нравов и общественной жизни России середины XIX века.

Целая череда трагических событий в жизни писателя предшествовала созданию монументального произведения. 16 ноября 1851 года затонул пароход, на котором плыли в Ниццу мать Герцена и его глухой от рождения сын Николай. Спустя год умирает любимая жена Наталья Александровна, а следом и новорожденный сын. Жизнь рушилась на глазах…

Личные трагедии усугубляли и общественные: «косой кретин» Луи Бонапарт совершает государственный переворот во Франции, где жил в то время писатель. «Уже не семья, - писал Герцен своей старой знакомой Марии Рейхель, - а целая страна идет ко дну, и с ней, может быть, век, в который мы живем».

Тяжело переживающий утрату близких Герцен первоначально желал описать катастрофические события своей жизни – всегда легче переносить беды, разделив их хотя бы с листом белой бумаги. Но многогранный талант Герцена постепенно превратил автобиографический цикл в весьма сложную конструкцию, вбирающую в себя и историческую хронику, и художественный роман, и мемуары, по сути, не являясь ни тем, ни другим, ни третьим. 

По поводу жанра «Былого и дум» до сих пор спорят литературоведы и критики, основываясь то на формальных, то на познавательных признаках. 

Но разве это так важно, если за «текучей и богатой речью страстного, блестящего собеседника» мы забываем об этом смешении жанров и видим перед собой единую живую картину мира в соединении с событиями глубоко личными, обычно не выносящимися на всеобщее обозрение в благопристойном XIX веке?  

В описании собственной жизни писатель поразительно откровенен, что вызывает удивление даже у сегодняшнего читателя; но Герцен как величайший публицист не менее внимателен и объективен по отношению и окружающим его личностям, сыгравшим важную роль в его судьбе и идейном становлении: как явные «источники влияния» выступают Виссарион Белинский, Карл Маркс, Николай I, Петр Чаадаев, Тимофей Грановский, университетские профессора и многие другие деятели русской и мировой истории.

Начав писать в 1852 году, дорабатывал и пересматривал Герцен свою главную книгу до 1868 года: «Былое и думы» не были писаны подряд; между иными главами лежат целые годы. Оттого на всём остался оттенок своего времени и разных настроений — мне бы не хотелось стереть его». И, действительно, следы многолетнего труда, неравномерного и напряженного, сразу бросаются в глаза при прочтении, придавая картине дополнительную достоверность и глубину.  

Полное издание «Былого и дум» было осуществлено уже в советской России, сразу после революции в 1919–1920 годы – влияние сочинений Герцена в советское время было беспрекословным, хотя они и были весьма далеки от идей марксизма. Сегодня «Былое и думы» читают немногие; возможно, и по субъективным причинам - из-за большого объема издания, не уступающего «Войне и миру». Но, без сомнения, прочесть исповедь вечного изгнанника и русского публициста-революционера мы обязательно должны. Зачем? 

Наверное, лучше самого автора об этом никто не скажет: «Мы любим проникать во внутренний мир другого человека, нам нравится коснуться самой чувствительной струны в чужом сердце и наблюдать его тайные содрогания, мы стремимся познать его сокровенные тайны, чтобы сравнивать, подтверждать, находить оправдание, утешение, доказательство сходства».

📖 От имени автора:

✍🏻 Нет народа, который глубже и полнее усваивал бы в себе мысль других народов, оставаясь самим собою.

✍🏻 Людям хотелось бы все сохранить: и розы, и снег.

✍🏻 Бывают времена, в которые люди мысли соединяются с властью, но это только тогда, когда власть ведет вперед, как при Петре I, защищает свою страну, как в 1812 году, врачует ее раны и дает ей вздохнуть, как при Генрихе IV.

✍🏻 С летами странно развивается потребность одиночества и, главное, тишины...

✍🏻 Я равно не желаю ни завтра умереть, ни очень долго жить; пускай себе конец придет так же случайно и бессмысленно, как начало.

✍🏻 В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее, как бездействие и ожидание.

✍🏻 Личные отношения много вредят прямоте мнений.

✍🏻 Все мы беспощадны и всего беспощаднее, когда мы правы.

✍🏻 Один разум долготерпелив и милосерд, потому что он понимает.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц