Найти тему
Юнис Теймурханлы

Отель в огне

В феврале 1977 года в главной московской гостинице «Россия», в двух шагах от Кремля, случился пожар. «По официальным данным погибли сорок три человека, по неофициальным — более шестидесяти. На пожар примчалось высшее руководство страны. Причиной назвали бытовое возгорание. Но спустя годы всплыла иная версия — теракт»,- рассказывает в своем расследование МК.

На протяжении долгих лет информация об этой трагедии, повлекшей многочисленные жертвы, распространялась только по «сарафанному радио». 

25 февраля 1977 года в 21.44 на центральный пульт городской службы «01» поступил первый тревожный сигнал. И сразу вслед за ним, за считанные минуты - около пятьдесят звонков от постояльцев знаменитой гостиницы, диспетчеров, от перепуганных прохожих - о пожаре в «России» 

Пламя разбушевалось в огромном, – самом крупном тогда в Европе – отеле. «Русский «Хилтон» - как называли гостиницу «Россия» - представлял собой три двенадцатиэтажных корпуса, соединенных между собой в единый комплекс. В нем размещались шесть тысяч проживающих. И работали более сотни человек обслуживающего персонала.

«Здесь номер пятый!», - объявил по рации начальник дежурного караула, прибывший к «России» первым. Он тут же присвоил пожару высший уровень опасности. 

«Когда свернули на улицу Разина (нынешнюю Варварку), вот тут и открылась нам картина... Даже бывалые бойцы такого не видели!»,- вспоминал начальник караула. 

По фасаду северного корпуса «гуляли» огромные языки пламени - горели сразу несколько этажей. В проемах окон гроздьями свисали люди - они кричали, махали руками, перевешивались через подоконники. Кто-то пробовал спуститься вниз на импровизированных веревках, наспех скрученных из белья. И срывался с высоты!

Издание рассказывает, что в Зарядье в ту ночь съехалось почти тысяча четыреста пожарных и более ста пятидесяти единиц спецтехники.

К «России» вызвали все пожарные автолестницы, имевшиеся в столице и Подмосковье. Однако практически все они были «тридцатиметровки», которые дотягивались лишь до седьмого этажа. А горели и восьмой, и девятый этажи, и выше.

Автор статьи рассказывает, что за неимением подходящего оборудования спасателям пришлось рассчитывать на смекалку и самоотверженность. Так, чтобы добраться до людей, зовущих на помощь, один из бойцов вскарабкался до самого верха автолестницы. И, встав на верхней ее перекладине, поднял над собой «штурмовку» – четырех-метровую-лестницу со специальными крюками на конце. 

Пожарный умудрился зацепить «штурмовку» за подоконник верхнего этажа - и тем самым дал возможность людям спускаться вниз. Правда, при этом сам боец оказался в роли соединительного звена между автолестницей и «штурмовкой». Люди спускались вниз, цепляясь за плечи, за пояс, за ноги бойца, рискующего в любой момент сорваться с зыбкой опоры.

Возникали и курьезные ситуации.

Так, когда до одного из окон дотянули цепочку из лестниц - из номера вылез постоялец - с портфелем через плечо, на импровизированной лямке из простыни. «Бросай ты эту бандуру!»,- кричал спасатель. Но постоялец ни в какую не соглашался. «Что у тебя там, драгоценности что ли?»,- удивлялись пожарные, когда он оказался внизу. Мужчина открыл портфель, набитый бутылками водки: «Это я вам, спасителям своим, принес!»

Огонь в здании вел себя очень необычно - некоторые этажи полыхали полностью, соседние - вовсе не подвергались огненной атаке. Сильнее всего пожар разгулялся на верхних этажах здания. Для находившихся там сотен людей комфортабельный отель превратился в настоящую ловушку смерти - коридоры мгновенно заполнялись черным дымом. Чтобы добраться до лестниц, ведущих вниз, к спасению, нужно было пробежать десятки метров сквозь ядовитую пелену, в абсолютной темноте. Ведь электрическое освещение после возгорания в здании отключили.

Некоторые смельчаки пытались пробиться, но теряли сознание и падали на пол, сделав несколько шагов.

Большинство постояльцев гостиницы предпочли оставаться в своих номерах. Когда пожар подступал вплотную, несчастные люди искали спасения в оконных проемах.

Стремясь вырваться из огненного ада, они выбивали стекла, лишь усугубляя ситуацию. Возникающий приток воздуха затягивал в комнату языки пламени. В безумном порыве люди прыгали вниз, разбиваясь насмерть.

Газета рассказывает, что некоторые надеялись спастись при помощи подручных средств. Так, молодой парень, скрутив длинный жгут из занавесок и простыней, практически спустился по нему вниз - к безопасному четвертому этажу. Но внезапно вырвавшиеся из лопнувшего окна языки пламени пережгли самодельную веревку.

«Между тем, реальные шансы спастись в огненном аду были», - делает выводы МК. От постояльцев требовалось не паниковать. А действовать, помня, чему учили на занятиях по гражданской обороне.

Так спасатели обнаружили в одной из серьезно пострадавших от огня зоне - номер, где укрылся армейский генерал. Оказавшись отрезанным от пути эвакуации, мужчина законопатил мокрыми тряпками все вентиляционные отверстия, все щели вокруг входной двери и постоянно поливал ее водой, так и не дав возможности огню проникнуть в номер.

Не растерялись и несколько японских гостей. Увидев, что коридоры отеля наполняются дымом, они соорудили себе повязки на рот из ткани, смоченной водой, легли на пол. И терпеливо ждали спасателей.

Среди постояльцев оказались и счастливчики. Так, добравшись до одного из номеров, бойцы пожарного расчета увидели мило развлекающуюся в постели парочку - заезжего торговца фруктами и его подружку. Они вообще не заметили происходящего. Постоялец громко возмущался визитом странных гостей. И никак не хотел покидать комнату.

Ужас возникшей ситуации был в том, что обитатели башни вмиг оказались отрезаны от пути к спасению.

Все лифты с начала пожара были отключены. А один из главных очагов огня оказался неподалеку от единственной эвакуационной лестницы, ведущей на этажи башни. Лестничную клетку вмиг наполнили плотные клубы дыма.

Инженеры, работавшие в гостинице в те годы, рассказали автору статьи, что разгула стихии могло и не произойти. «На такой случай проектировщики здания предусмотрели специальные створки-жалюзи, автоматически открывающиеся при возникновении пожара и отводящие потоки дыма на улицу. Однако, как выяснило следствие, створки были наглухо заблокированы металлическими болтами»,- вспоминали они.

Огонь неторопливо штурмовал башню. И запертые в ней постояльцы были обречены долгие часы находиться перед явной угрозой смерти.

– Те, кто находился в башне, считали свое положение безвыходным, – рассказывал один из пожарных. «Родители заворачивали маленьких детей в матрацы, обвязывали веревками и скидывали вниз, надеясь лишь на чудо. И оно случилось - несколько детей при падении остались живы.

Очевидцы трагедии рассказали, что происходило на самом верхнем этаже башни - где располагался знаменитый ресторан «Кремлёвский», считавшийся лучшим в гостинице. В тот вечер там находилось около двухсот пятидесяти человек – посетители, официанты и повара, музыканты оркестра.

Сигналом надвигающейся беды для них стали струйки дыма, просочившиеся в зал. Когда внезапно погас свет и стал виден огонь за окнами, публика кинулась на лестницу. Но с ужасом обнаружила, что дорога вниз скрывается в плотной удушливой пелене дыма.

За несколько минут она заполнила зал. «Трое посетителей ресторана схватили столы. И разбили ими несколько окон»,- рассказывали изданию очевидцы.

«Дым в помещении немного рассеялся - стало легче дышать».

Позже, охваченные паникой люди заметили, что пол ресторана начал нагреваться. Вооружившись кухонными ножами, посетители принялись отдирать ковровое покрытие. Его лоскуты сваливали в кучу посреди зала. А обнажившийся бетон перекрытий поливали водой, которую приносили с кухни в кастрюлях.

Помощь пришла лишь через три часа. Едва заметив спасателей, пострадавшие в панике кинулись к ним. «Толпа обезумевших людей могла легко растоптать пожарных»,- вспоминали очевидцы. Бойцам пришлось окатить толпу струями воды из брандспойта. Часть пострадавших эвакуировали по наружной стене башни – по зыбким жердочкам. Остальных, когда рассеялся дым, повели вниз по главной лестнице башни – на крышу северного корпуса гостиницы.

При пожаре в гостинице «Россия» погибло сорок три человека, пятьдесят два пострадавших – с тяжелыми ожогами, переломами и отравлением угарным газом - угодили в больницы. И цифры эти оказались занижены. В последующие дни в больницах умерло еще около двадцати человек.

Самой гостинице был нанесен огромный ущерб. Полностью выгорело восемьдесят семь номеров, сотни других пострадали от воды. На первом этаже обрушились подвесные потолки, во всем северном корпусе практически не осталось целых стекол.

Перед архитекторами и строителями была поставлена сложная задача - любой ценой восстановить гостиницу к майским праздникам - к Съезду профсоюзов.

Работы начались незамедлительно. Они шли день и ночь. И к 6 мая 1977 года «Россия» была полностью восстановлена.

Каковы же были причины пожара? Эксперты, опрошенные изданием, единогласно сошлись во мнении, что пожар в «России» менее всего напоминал последствия банального бытового возгорания.

В первую очередь у экспертов вызвала недоумение скорость распространения огня. Судя по рассказам пожарных, буквально за десять-пятнадцать минут пламя успело охватить восемь верхних этажей огромного корпуса. Это озадачило даже самых опытных специалистов.

«Реактивность» пожара в гостинице в те годы пытались объяснить обилием горючих материалов - синтетическими ковровыми покрытиями на полах, моющимися обоями на стенах номеров. Кроме того считали, что огонь легко проникал с этажа на этаж по вентиляционным коробам, в которых накопилось много горючих отложений. И по стоякам, где проходили внутренние коммуникации.

Однако на сегодняшний день самой правдоподобной для специалистов выглядит версия преднамеренного поджога.

Гостиница «Россия» была оборудована системой автоматического обнаружения пожара. В помещениях имелись дымовые и тепловые датчики.

Как выяснили журналисты МК, в тот злополучный вечер на пульт слежения почти одновременно начали поступать сигналы о срабатывании датчиков сразу с нескольких этажей. Дежурный диспетчер впервые столкнулся с такой ситуацией. «Гляжу и глазам не верю, – горит в трех точках на разных этажах!», - рассказывал один из спасателей, прибывший по вызову. «По результатам обследований мы отмечали цветным карандашом на планах гостиничных этажей наиболее пострадавшие помещения. Когда взглянули на эту «мозаику», глаза на лоб полезли от удивления: разноцветные квадратики на схеме явно показывали, что в «России» было несколько десятков очагов пожара. Между сгоревшими номерами оставались помещения, вовсе не тронутые огнем. Почти полностью были уничтожены пятый и двенадцатый этажи, сильно пострадал одиннадцатый. Но соседний десятый этаж остался практически целым.

Кроме того, несколько сотрудников гостиницы, оказавшиеся в момент начала пожара в коридорах, утверждали, что слышали какие-то странные хлопки, похожие на взрывы и видели огненные ручейки, появлявшиеся из-под дверей. Попытки залить эти ручейки водой приводили к прямо противоположному результату: загадочное вещество начинало полыхать еще активнее.

«Подготовить подобную «акцию» в то время было не столь уж трудно»,- считает автор статьи. «Серьезного пропускного режима на входе в корпуса «России» не существовало. Злоумышленник, переодевшись для маскировки в рабочую униформу персонала гостиницы, мог вполне проникнуть во внутренние помещения. И пронести с собой какие угодно «спецсредства».

Кто организовал теракт в «России»? Ответов на эти вопросы до сих пор нет. И видимо уже не последует. Ведь легендарную гостиницу «Россия» снесли несколько лет назад.

23 февраля 1991 года в Санкт-Петербурге произошла другая трагическая история - вспыхнул пожар в самом фешенебельном отеле города - гостинице «Ленинград».

Трагедия тогда унесла жизни шестнадцати человек, включая девять спасателей. И стала самой большой потерей в рядах пожарной охраны Петербурга за всю ее послевоенную историю.

На пульт спасательной службы сигнал поступил в тот день в 8.04 утра.

Уже через несколько минут первые подразделения были на месте. С первых минут стало ясно - положение чрезвычайное. Весь седьмой этаж был объят пламенем, валил чёрный дым. А люди, свисая из открытых окон, молили о помощи. Как позже выясняло следствие, в «Ленинграде» в тот день проживало семьсот постояльцев. А на рабочих местах находились около четырехсот сотрудников фешенебельного отеля.

Пламя с поразительной быстротой распространялось по зданию, чему способствовал сильный ветер с Невы.

В результате огонь с седьмого этажа перекинулся на восьмой и девятый, захватил лестничные проёмы и шахты лифтов.

Внутренняя пластиковая отделка, выделяющая при горении высокотоксичные вещества, способствовала быстрому распространению огня.

Постояльцы верхних этажей «Лениграда» - как и столичной «России» - оказались в плену огня и едкого дыма. А автомеханические лестницы, как и в московской трагедии, не могли дотянуться до верхних этажей. Люди метались по коридорам, надеясь найти путь к спасению.

Самые отчаянные постояльцы пытались самостоятельно спуститься - по связанным шторам и простыням. Несколько человек сорвались и погибли при падении с высоты.

Однако некоторым постояльцам всё же удалось добраться до лестниц. И спастись - как Марина Влади, известная французская актриса, жена Владимира Высоцкого.

Ее воспоминания публикует АиФ: в ожидании своей очереди Влади пришлось почти двадцать минут простоять на подоконнике. И буквально прыгнуть в руки спасателю - лестница до ее окна тоже не дотягивалась.

Борьба с огнем продолжалась четыре часа. Полностью выгорели седьмой этаж, треть восьмого и часть номеров девятого этажа, частично обрушились перекрытия и внутренние перегородки.

Каковы же были причины этой трагедии?

Прошло четверть века, но о причинах той трагедии спорят до сих пор. Официальное заключение гласит – пожар произошёл из-за возгорания чёрно-белого телевизора «Рекорд» в номере, который занимали сотрудники шведского телевидения. По версии следствия, телевизор работал в аварийном режиме. И рано утром загорелся трансформатор. Следствие определило, что после пожара в районе одного из блоков телевизора были обнаружены оплавления проводов, характерные для короткого замыкания.

Но есть и другая версия - криминальная. Гостиницу подожгли, чтобы скрыть убийство корреспондента журнала «Огонёк» Марка Григорьева.

Как пишет АиФ, журналист, занимавший номер рядом со шведами, был найден мертвым со странным повреждением головы. И хотя вскрытие показало, что череп мог лопнуть от высокой температуры, сегодня всё больше сторонников именно этой точки зрения, считающих, что преступники хотели замести следы.

Вышеупомянутые трагические события в двух фешенебельных гостиницах российских столиц стали самыми крупными происшествиями за всю историю отечественной индустрии гостеприимства. Они вошли в учебные пособия по пожарной безопасности гостиниц и объектов с массовым пребыванием людей. Страшные кадры этих событий регулярно демонстрируются специалистами по пожарной безопасности во время тренингов персонала отелей.

Этим вопросам в отелях уделяется самое пристальное внимание на всех уровнях - от собственника до управляющего звена и МЧС. Отели тратят огромные средства на подбор и тренинги персонала, имеют в штате специалиста по пожарной безопасности, многочисленную службу безопасности, инвестируют большие средства в современные технологии и противопожарное оборудование. А современные мобильные технические средства позволяют минимизировать риски возникновения пожара.

В большинстве гостиниц - и в «Гельвеции» тоже - дважды в месяц проводятся проверки всех систем пожарной безопасности и учения персонала. С вовлечением проживающих гостей. Их обычно письменно информируют о проводимых учениях. Организуют эти учения обычно дневное время, в самые спокойные дни. И просят оказать всяческое содействие отелю - в интересах безопасности самих же постояльцев. При этом гостиницы нередко получает гневные замечания. Но отели, конечно, продолжают этим заниматься - в надежде на понимание и поддержку со стороны наших гостей.

Самым же серьезным фактором риска возникновения пожара является пресловутый человеческий фактор - загромождение путей эвакуации, закрытие аварийных выходов, намеренное отключение пожарной сигнализации и систем оповещения могут свести все усилия на нет. И создать реальную угрозу самых страшных трагедий.