Тему сегодняшней публикации мне подсказала читательница Зоя К., прокомментировав вот эту статью:
Что касается алкоголя - многие не пьянеют. Да и пьёт он только в стрессовых ситуациях. Алкоголь в таких случаях помогает вынести то, что обычному человеку перенести невозможно. Но так как большинство наших граждан знакомы лишь с бытовым алкоголем, приводящим к деградации человеческой личности, то им этого не понять. А вот ваша позиция меня удивляет. Неужели не замечали, как в стрессовой ситуации даже не пьющих барышень заставляют пить ради их спасения. И именно временами применяемая большая доза алкоголя заставляет мозг усиленно работать. И у таких людей во время падений и предполагаемых травм всё как с гуся вода. И вы никогда не слышали фразы: он выжил только потому, что был пьян? Если бы не алкоголь, то наш герой просто чисто физически не смог бы всё это совершить.
В нашем #кино достаточно артистов, которые не просто воплотили на экране образ пьющего человека, а сделали это с глубоким знанием дела. И несмотря на то, что пьянcтвo угрожало их карьере, ломало судьбы близких, доводило до болезней и нищеты, с алкоголем они не расставались. А действительно ли #талант не пропьёшь? И может ли талант стать союзником в борьбе с пагубной зависимостью?
По статистике, #актёры - не самая пьющая профессия. Просто они всегда на виду. Однажды Марина Влади привезла из Франции препарат от алкоголизма под названием "Эспераль" (Надежда). Худрук театра на Таганке Юрий Любимов тут же назвал его Спиралью и под угрозой увольнения распорядился вшить чудодейственную капсулу своим самым пьющим артистам - Владимиру Высоцкому и Ивану Бортнику.
Бортник считался одним из самых талантливых артистов Москвы. Смоктуновский называл его гением. В образе гоголевской старухи-Коробочки Ивана не узнала даже родная мать. После спектакля она подошла к сыну и спросила: "А Коробочку кто играл?"
Несмотря на выдающийся дар перевоплощения главных ролей Бортнику не перепадало. Чего же не хватало для взлёта? Парадокс кино - можно быть из интеллигентнейшей семьи, но с чертами лица как у заправского хулигана играть только злодеев. Это был как раз случай Ивана Бортника.
Имея взрывной характер, артист в то же время был очень стеснительным. Выпивать он начал ещё в театральном училище - чтобы раскрепоститься. Со временем для двух друзей - Высоцкого и Бортника - выпивка стала огромной проблемой.
В день спектакля Бортник принципиально не употреблял, зато в остальное время пил напропалую. Однажды артисты Таганки собрались на гастроли за границу. В самолёт разрешалось пронести только две бутылки водки. У Бортника с собой было три. Проблему артист решил эффектно и зрелищно, как в театре - он взял и всё, что было, выпил. Оставалось лишь как-то дойти до трапа.
Сил у Бортника хватало, а вот приложить их было некуда. В театре - только вторые #роли. Маски кинозлодеев давно разобраны, т.ч. сниматься тоже приглашали редко. Высоцкий очень хотел, чтобы в фильме "Место встречи изменить нельзя" Иван сыграл Шарапова. Но в итоге Бортнику предложили лишь роль Промокашки - немногословного бандита в кепке.
Год спустя Высоцкого не стало. Бортник считал, что он тоже повинен в гибели друга и ушёл в чёрный, затяжной запой. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не звонок Никиты Михалкова с предложением работы в фильме "Родня". Актёр честно признался, что пьёт и приехать на съёмки не может. Но Михалков настаивал. Его ничуть не смущало пристрастие Бортника к рюмке - он знал, что роль бывшего мужа Марии Вовчика лучше никто не сыграет.
Актёр взял себя в руки, приехал на #съёмки и начал работать. Говорили, что он завязал "насухо". Роль трогательного алкаша стала настоящим бенефисом Ивана Сергеевича. В этот образ он вложил всю накопленную боль, весь не выплеснутый за долгие годы талант. Выходит, мастерство никуда не делось, а просто терпеливо ждало своего часа?
Многие #артисты злоупотребляют из-за творческой невостребованности. Но парадокс в том, что вовсю пьянствуют и те, кто завален работой и получает лучшие роли. Почему? Актёрское ремесло - труд тяжелый. Артист всегда в напряжении - надо помнить тексты не одной пьесы или сценария, надо перевоплощаться в полном соответствии с системой Станиславского, а значит - отрекаться от себя самого, пусть и на время. Aлкoгoль - опасный, но самый простой способ расслабиться. И это не просто тупая пьянкa, которая заканчивается дракой. Это - старт для начала работы фантазии. Уход в другое измерение, где артист освобожден от мирских вещей.
Значит, права моя читательница Зоя К. - талант не пропьёшь? Ну, с даром свыше может ничего катастрофического и не произойдёт, но - лучше не проверять.
А Вы как считаете?
Вам может быть интересно ⏬