Мы подразумеваем корейский фильм 2016 года «Поезд в Пусан» (Пусан - это второй после Сеула по величине город в Южной Корее). На фоне печальных событий последних двух лет он как-то быстро «забылся», что вполне предсказуемо, ибо публика итак оказалась излишне напичкана всякого рода «инфекционными сюжетами».
А потому сработал своего рода эффект вытеснения, фильм хотя и очень качественный, но очень быстро потерялся в сознании, ибо внезапно вырос спрос на положительные сюжеты. Однако «Поезд в Пусан» обладает нескольким скрытыми смыслами, позволяющими выделить его из продукции про зомби.
Начнем с формирования сюжета, который является яркой иллюстрацией к тому, что нечто привлекательное в данный момент для публики можно создать (как правило) через формирование гибридов, то есть через скрещивание различного рода суб-жанров. Тенденция, которую обозначил Родригес в фильме «От заката до рассвета» и довел до совершенства в «Факультете».
Итак, собственно зомби оставим в стороне, ибо обсуждать здесь особо нечего, если не считать того, что в фильме они на редкость проворны и обладают подготовкой лучше всякого Олимпийца, по крайней мере, бегают они реально быстро. С другой стороны, а кто сказал, что опасный вирус должен вызвать непременно медлительность?
Лично нам кажется интересным подход к основной локации, а именно поезду, что указывает на использование традиций классического триллера. Например, использование элементов, которые можно обнаружить в фильмах, категорически далеких от проблем зомби-апокалипсиса (от «Поезда-беглеца» до «Узкой грани»).
Появившись в кино как символ вестерна, поезд успешно перекочевал в триллеры, а затем в хорроры. Менялась его суть, хотя было яркое противопоставление того, что «внутри» и того, что «снаружи». В данном случае скоростной железнодорожный состав является некой метафорой «Ковчга». Ибо он отправляется из Сеула как раз в самое начало эпидемии.
Не надо меня спрашивать, как получилось, что вирус распространился по стране быстрее очень быстрого поезда. Это самое слабое место в фильме. Опять же не всякий раз зомби почему-то могут разбить стекло. Это частности – не будет к ним придираться.
Качественное наполнение фильма вызвано тем, что по форме триллер сделали по наполнению социальной драмой. Так сказать, зомби здесь вообще просто повод для рассуждений. И очень странно, что западная публика не обнаружила скрытых посылов, обладающих антилиберльным качествами.
В частности, значение отдельной личности сведено к минимуму, спасение может обеспечить только коллектив. В этой связи очень интересно, что крайне негативно показан главный герой - «гнилой финансист», который учит свою маленькую дочку тому, что в критические времена надо думать только о себе. Подобные мысли показаны как раз как причина крушения общества. Весьма примечательно, что выжившие находят спасение в Северной Корее, где зомби почти сразу же «поставили на место». И в этом кроется существенное отличие от фильма «Война миров Z». Как там пелось в «Интернационале»? «Никто не даст нам избавленья»