Найти тему

«У нас есть что посмотреть и о чём рассказать»: время для раскрытия туристического потенциала Нижегородчины

Туроператоры говорят о ситуации неопределенности, сложившейся по зарубежным направлениям: возможно, в скором времени здесь произойдет полная перезагрузка рынка. На первый план выйдет внутренний туризм. Предстоит работа не только по освоению новых туристических направлений региона, но и туристической инфраструктуры, картографической продукции. Итог может понравиться всем, так как потенциал Нижегородской области велик, считают эксперты PolitBook.

«Внутренний турист» помолодел

Пока еще рано говорить о том, какие зарубежные направления для россиян «выживут», а какие навсегда закроются. Вероятно, останутся экзотические маршруты и дружелюбные к российским туристам страны Африки, но это не точно.

Нижегородский экскурсовод Борис Сутырин считает, что «перезагрузка», которую мы сейчас переживаем, началась ранее текущего момента.

«Российские туристы, после относительно длительного знакомства со странами Западной Европы, стали активно осваивать маршруты Азии, включая экзотические туры. И эта тенденция, с учётом текущей ситуации, будет только увеличиваться», - отмечает он.

Также остается внутренний туризм. И теперь он будет не только востребован, но и сам его потребитель становится другим. И это тоже одна из интересных тенденций.  «Если раньше возраст такого «внутреннего туриста», в основном, колебался около отметки 50 лет, то сейчас турист «молодеет» на глазах», - считает наш собеседник.

Большая Волга

На днях в СМИ появилась новость о том, что в регионе будут развивать водный и православный туризм (Глеб Никитин и директор АО «Корпорация «Туризм. РФ» Сергей Суханов подписали соглашение). Отмечалось также, что турпоток в регионе вырос с 2018 года на 35%, а в 2021 году превысил допандемийный уровень.

«Хитом сезона» 2021-2022 стали суда на подводных крыльях, потенциал которых раскрывается сейчас в полной мере. «Настоящим открытием стал запуск судов на подводных крыльях «Валдай». Это стимул для развития речного туризма и круизного кластера «Ока-Волга», - сказал губернатор, подчеркнув, что от этого выиграют такие города как Городец, Заволжье, Чкаловск и Бор.

«Кстати, именно купившие речные круизы на навигацию-2022 сегодня оказались в выигрыше, - объясняет специалист в области туризма и нижегородский экскурсовод Анна Вингурт. - Все акции, скидки, лучшие каюты уже выбраны – и при этом все круизные компании подтвердили, что навигация состоится в полном объеме.

Люди приобрели туры и гарантированно отправятся отдыхать, в то время как остальным придется покупать путевки уже, возможно, по другим ценам», - отмечает она.

-2

Что касается водного туризма, экскурсантам интересно не только путешествовать по рекам, а и смотреть, как теплоходы зимуют. Действительно, в октябре-ноябре борт теплохода покидают последние туристы, а куда отправляется сам теплоход? Куда уходит его команда?

В Нижегородской области проводят зимовку, ремонт, докование теплоходы трёх крупных круизных операторов. Для этого используются волжские заливы (затоны) в посёлке Октябрьский и посёлке Память Парижской коммуны Борского района.

Теплоходы на белом снегу, выстроенные в линию, - это невероятно красивое зрелище, посмотреть которое в зимний период времени в наш регион приезжают туристы из Москвы и городов, где нет судоходных рек.

Если к "картинке" зимующих теплоходов добавлять рассказы капитанов, штурманов, рулевых, а также возможность фотографироваться на фоне пассажирских судов, цены бы не было таким экскурсиям! Однако, каждый сезон приходится месяцами согласовывать разрешение приехать на зимовку судов, например, в Октябрьский.

-3

Сейчас по факту происходит так: приехали индивидуальный турист или группа без согласований - получили строгий окрик дежурной службы. Я уже не говорю о том, какой это мог быть PR для круизных компаний, сколько фотографий и отзывов могли бы после зимних экскурсий. По мнению Анны Вингурт, это могло бы сподвигнуть людей покупать речные туры активнее.

В Нижнем Новгороде на теплоходы садятся 40-45% нижегородцев, остальные речные туристы - жители Москвы, Самары, Пензы, Тюмени, Воркуты и т.д. Они делают посадку в Нижнем либо потому, что круиз отсюда дешевле, чем из другой точки, либо в населённых пунктах, где они проживают, нет судоходных рек, т.е. нет возможности путешествовать по воде.

Первыми раскупаются самые дешевые и самые дорогие каюты. Любимые круизы из Нижнего Новгорода - по Волге и Каме в Елабугу и Пермь, а также по Волге в Кострому и Ярославль.

Вообще перспективы водного туризма у нас замечательные. Наш город как замо́к висит на двух великих реках - Оке и Волге, участвовал и участвует во всех исторических вехах России, и вполне может соперничать по созданию крупного туристического кластера с любым городом, расположенным на Волге.

«У нас есть что посмотреть, есть о чём рассказать, есть что развивать. Конечно, при условии, что каждый исторический объект Нижнего Новгорода будет под надёжной защитой», - поясняет Борис Сутырин, подразумевая события, связанные с разрушением в январе 2022 года дома на ул. Черниговской, 10.

Перспективы для промышленного туризма

Многолетние традиционные маршруты на Нижегородчине всем известны - Саров, Дивеево, Арзамас, Городец, Семенов, Балахна, Павлово, Богородск. Но в последнее время при поддержке крупных корпораций стал развиваться промышленный туризм (и здесь нельзя не вспомнить Выксу с ее «Арт-оврагом»).

«В нижегородской области имеется много предприятий разного назначения, но оказаться в них, с точки зрения туризма, непросто. А по большей части невозможно, - считает Борис Сутырин. - Куда хотят туристы? Пожалуйста: Выксунский металлургический завод, Балахнинский бумажный комбинат, Нижегородская ГЭС, завод ПАЗ и мн. др. Даже цех по обработке дерева (в просторечье - лесопилка), вполне может стать привлекательным туристическим объектом. Конечно, эта работа глубинная, связывающая не только департаменты по туризму, но и систему образования».

-4

Крайний Север

А еще внезапно вызвал интерес крайний север Нижегородской области. В 2019 году в Нижнем Новгороде была презентована концепция межмуниципального туристического кластера «Поветлужье», которая должна объединить туристический потенциал девяти северных районов области (Шахунья, Ветлуга, Тонкино, Тоншаево). Оказалось, там есть что посмотреть: и фабрика ручного ткачества «Тканые узоры», и фестивали «Медвежий угол», «Радуга ремесел» и гусиная ферма. А Тоншаевский район – просто кладезь марийской культуры.

Борис Сутырин считает, что «кластер «Поветлужье» необязательно рассматривать как отдельный. «Он неразрывно связан незримыми нитями с «освоенными» туристами территориями: Керженским заповедником, городом Семёновым, старообрядческими поселениями (Малиновский скит), озером Светлояр... Север пронизан тайнами, начиная от марийских сказаний, до разбойников и кладов Степана Разина», - говорит экскурсовод.

Возникает закономерный вопрос: сможет ли «душевное гостеприимство» стать достойной заменой инфраструктуры, которая пока на пять звезд не тянет? Или первоначальная база для развития туризма на нижегородском севере вполне себе рабочая?

-5

«Душевная, природная, если хотите - экологичная составляющая тем и хороши, что в них не должно быть «пластмассовости», той инфраструктуры, которая затмевает суть такого туризма, - поясняет специалист. - Скажу больше. Даже на тех популярных вышеназванных маршрутах современный турист часто готов к разной степени дискомфорта, лишь бы пройти «не по туристической тропе" или " разведать что-нибудь новое».

Кластер «Поветлужье», безусловно, нужно развивать, так как северные территории нижегородской области странным образом оказались вне туристического потока. А это и марийская культура, и культура старообрядцев, и сказочность природы».

-6

Эксперты полагают, что наш регион буквально напичкан «туристическими алмазами» – историческими и культурными «объектами для показа». Потенциал у Нижегородской области в сфере туризма огромен: надо только уметь обработать и преподнести эти богатства нашим гостям и организовать трафик. Тем более что рядом огромный рынок любознательных и путешествующих людей - Москва и Питер всегда открыты для нижегородского предложения.

Конечно, есть фактор сезонности и доступности объектов. Также потребуют вложений и усилий старинные усадьбы и другие исторические памятники.

-7

Анастасия Шохина

ФОТО предоставлены Борисом Сутыриным и Анной Вингурт

Материал опубликован 31.03.2022 в PolitBook