#китайский язык #методика #лексика #коммуникативная методика #советы учителю
Мы уже говорили о том, какие существуют подходы к преподаванию новых слов на уроках иностранного языка.
Но что такое «слово»? Можно держать в голове аббревиатуру MPF: Meaning, Pronunciation, Form, то есть значение, фонетическое звучание, письменная запись. Именно с этими тремя аспектами сталкивается ученик, изучая новое слово (или грамматику). Все три части одинаково важны. Но каком же порядке знакомить учеников с ними?
• Значение (Meaning)
Первым пунктом идет то, к чему отсылает изучаемое слово (грамматика)! Значение можно ввести с помощью картинки, синонимов, сценки, показать саму вещь в классе, вариантов множество. Но не стоит давать несколько значений одновременно (например, что 得 это de, dé и děi), лучше выбрать что-то одно, самое нужное сейчас. С остальным списком ученик еще успеет познакомиться, сам или с учителем.
Еще больше статей и интересных событий для преподавателей китайского в канале "Учительская CCN"
• Фонетика (Pronunciation)
Для произношения важны инициали, финали, тоны, логическое ударение внутри слова, логическое ударение в рамках всего предложения. С учениками профильных специальностей можно разбирать строение слога подробно, но с остальными не стоит, эти знания станут лишними. Что стоит делать: многократно повторять слово или выражение вслух (=дриллить), всем классом и индивидуально. Так учитель найдет в произношении ошибки, исправит их, а ученики привыкнут к звучанию слова «на языке» и в составе предложения.
• Форма (Form)
Теперь, когда ученик знает, что это за слово и как его сказать, можно и записать. Письменная запись подразумевает и пиньинь, и иероглифы. Пиньинь, хоть и используется для обозначения звуков, — это всё-таки запись текстовая. Можно просить учеников писать пиньинь на слух; разбивать иероглифы на ключи и искать общие (или разные) части между ними. На этом этапе можно дать примеры употребления слова или грамматики в контексте и записать их.