Роль эмоций:
• Мотивационная (стремление к действию)
• Коммуникация с окружением
• Коммуникация с самим собой
Функции эмоций:
• Страх - позволяет избежать опасности.
• Гнев - позволяет сосредоточиться на самообороне и достижении цели (ответ на фрустрацию).
• Печаль - помогает сосредоточиться и понять, что нам ценно, помогает попросить о помощи.
• Радость - помогает нам заниматься тем, что приносит удовольствие, позволяет достигать целей.
Проявление эмоций:
• Вербальные
• Невербальные
Модель эмоций:
• Побуждающее событие: может быть внешним и внутренним.
• Осознание: если нет осознания того, что произошло, нет и эмоции.
• Интерпретация события как побуждающего: часто мы реагируем не на само событие, а на его интерпретацию нами, то есть, по факту, мы реагируем на наши мысли о событии.
• Факторы уязвимости: они могут быть как краткосрочными (наше состояние в момент события), так и отдалёнными (предыдущий опыт, который нам кажется похожим).
• Биологические изменения: это все реакции нашего организма, которые происходят бессознательно.
• Выражение эмоций: наша вербальная и невербальная реакция.
• Действие: наше проявление эмоции соответствует переживаемым чувствам, но это работает и в обратную сторону: следовательно, изменив действие, мы можем изменить эмоцию.
• Название эмоции.
• Последействие: эмоции могут поддерживать самих себя. Например, страх делает нас восприимчивыми к любым шорохам, которые вызывают еще больший страх.
Зная все это, мы можем научиться более точно определять эмоции, а значит и менять своё поведение.
Вот ряд этапов:
• Побуждающее событие: научиться определять как можно точнее то событие, которые вызвало нашу реакцию.
• Интерпретация события: научиться отслеживать свои мысли относительно этого события. Это поможет определить, на что мы реагируем и является ли данное событие действительно таким значимым или носит ли оно то значение, которое мы ему приписываем.
• Биологические изменения: научиться концентрировать своё внимание на ощущениях в теле, чтобы точнее определять эмоции на основании безусловных реакций организма.
• Внешнее выражение эмоций: научиться осознавать, как мы выражаем эмоции в нашей коммуникации, попрактиковаться в выражении тех или иных эмоций, понять: помогает ли такое проявление эмоций достижению поставленной цели? Понимают ли окружающие, что я сейчас испытываю, когда выражаю эту эмоцию?
• Последствие эмоций: отслеживать, что произошло со мной после всего этого (предрасполагающий фактор, реакция организма, выражение эмоции, действие, свое состояние после, последствие этого решения).
• Обозначение эмоций: правильно ли я называю то, что со мной происходит.
Разберем еще один важный навык в этом конструкте, такой как проверка фактов:
1. Мысли о событии и их интерпретация могут запускать эмоции: достаточно лишь подумать о неприятном событии, как мы начнём что-то ощущать. Важно осознать этот факт.
2. Ошибочные убеждения могут привести к страданию: мы часто интерпретируем происходящее в негативном ключе, при этом редко пытаемся подтвердить свои догадки. Гипотеза = аксиома. «Он не отвечает на звонок = он меня не любит». Есть ли еще причины, по которым на наш звонок могут не ответить?
3. Наши эмоции влияют на наши мысли: если мы так сильно расстроены, что не готовы решать проблему, то стоит отложить ее решение до лучших времён.
4. Знание фактов существенно для решения проблем и наших эмоций: «я провалил экзамен, потому что преподаватель ко мне придирался = я не сдам повторно = я не буду даже готовиться».
Вопросы для проверки фактов:
• Что я чувствую?
• Какое событие это вызвало?
• Что я думаю по этому поводу (моя интерпретация)?
* рассмотреть все возможные варианты.
• Допускаю ли я угрозу?
* обозначить эти угрозы, оценить вероятность, подумать о других вариантах.
• Если случится самое худшее, что произойдёт?
• Что максимально хорошего может произойти и что я могу для этого сделать?
• Моя эмоция и ее интенсивность соответствуют фактам?
Противоположное действие: иногда мы можем предложить альтернативный вариант решения проблемы в виде противоположности. Важно, чтобы это действие не было потенциально опасным для ребенка. Например:
«Лиза не ответила на звонок - я обиделась и не буду разговаривать - я буду пробовать звонить до тех пор, пока не ответит или буду максимально общительной с ней».
Прилагаю пошаговую инструкцию для изменения своих эмоций.
ССЫЛКА НА МОЙ ВК - https://vk.com/docvorontsov
ССЫЛКА НА ТЕЛЕГРАМ - https://t.me/thought_
#эмоции #эмоциональнаярегуляция #эмоциональныйконтроль #пошаговаяинструкция #психология #подростковаяпсихология #подростки #психотерапия #психотерапевт