У бизнеса в сложные времена всегда есть выбор. Уйти с рынка, свернуть деятельность или принять антикризисные меры, попытаться выстоять. Тот, кто предпочитает бороться, не просто выживает, но и извлекает немало уроков из своего противостояния. В итоге проблемы заканчиваются – опыт остается и становится платформой для масштабирования. Иосиф Портнов – основатель стоматологической клиники, убедился в этом.
Какие новые векторы открыл кризис
Иосиф Портнов начал свой бизнес еще в 1987 году, как только в стране появилась возможность вести частную деятельность. В 1995 клиника вышла на европейский уровень, с самым технологичным по тем временам оборудованием, хорошим сервисом, опытными специалистами.
Когда в 1998 начался кризис, стоматология столкнулась с уменьшением количества пациентов. Но это не стало повод отказаться от своих планов.
Было принято решение сыграть на масштабировании.
Клиника запустила новое направление – имплантация. Было закуплено специальное оборудование, обучены сотрудники. Вложены большие деньги в развитие. Но они себя оправдали, причем быстро.
Кстати, спрос восстановился через несколько месяцев. Никаких мер руководство клиники для этого не принимало. Позиция выжидания в кризис также имеет смысл, считают аналитики. Все наладится, если набраться терпения.
Борис Сысоев – предприниматель, бизнес-девелопер, отмечает: самая большая ошибка в сложные времена – хаотично пытаться спасти ситуацию.
Предприниматель начинает суетиться, переориентироваться на другие рынки. Это даже если и вызывает рост, то краткосрочный. А чаще – приводит к потере бизнеса. Не стоит принимать быстрых решений.
Самое лучшее, что можно сделать в кризис, – взвесить финансовые возможности, распределить бюджет и продолжать развивать свое дело.
Как не прогореть: что советует Иосиф Портнов
Предприниматель признает: во время кризиса доход падает. Но это не повод все бросать. Надо просто переждать и немного сменить тактику ведения дел:
1. Стараться обходиться без кредитов. Заемные средства помогают в стабильные времена. В кризис – тянут вниз. Выручка падает, ежемесячные платежи вносить непросто.
2. Не стоять на месте. Любая остановка – провал. Развивайте свое дело независимо от обстоятельств, находите точки роста.
3. Подойти корректно к ценообразованию. Не завышать расценки, отпугивая клиентов, но и в минус не работать. Ищите баланс и действуйте по ситуации.
В 2014-2015 годах стоматологии Портнова пришлось поднять стоимость. Клиника использует импортные компоненты. Когда курс иностранных валют растет, это неминуемо ведет к удорожанию «зависимых» услуг. При стабилизации рубля цены корректируются и снижаются.
4. Не упускать возможностей, рисковать. Никогда не знаешь, какая идея выстрелит.
Иосифу Портнову предложили купить помещение и оборудовать его под клинику. Так и сделал, а затем продал объект и неплохо на этом заработал. Полученные средства вложил в модернизацию своей стоматологии.
Уважаемые читатели, делитесь опытом выживания в кризис. Как не дать бизнесу прогореть? Пишите в комментариях!
Читайте еще: