Когда-то у меня был небольшой цикл статей про советскую парфюмерию – от дореволюционных французов и до постсоветского исчезновения парфюмерных фабрик. И думала я, что с этой темой покончено… И так бы оно и было, если бы не события и не обилие комментариев про «своего полно, сами сможем».
Безусловно сможем. Лет через 10, если начать прямо сейчас и не отвлекаться.
В начале XX века революция и национализация обнулили парфюмерную отрасль – большинство парфюмеров уехало, их фабрики были превращены в мыловарни, а ботанические сады и крымские плантации частично уничтожены. Частный бизнес кончился, а на его наработках и мощностях началась государственная история.
В 20-х годах появилось Государственное объединение заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности, которое, несмотря на название, отвечало за производство товаров для красоты. Лозунг треста «ЖирКость» объявила нарком Полина Жемчужина: "Все секреты модных европейских салонов, за огромные деньги открывающиеся для буржуазных дам, мы сделаем доступными советской женщине!"
В 1931 году на территории усадьбы и ботанического сада фармацевта Владимира Феррейна открылся ВНИИ лекарственных и ароматических растений, а чуть позже был основан ВНИИ синтетических и натуральных душистых веществ. Эти два института занимались основными разработками для парфюмерно-косметической промышленности. Контролировало все управление «Главпарфюмер», позже - «Союзпарфюмерпром», которому подчинялись все фабрики. У управления был свой стекольный завод, где по эскизам фабричных художников делались флаконы.
Отрасль была налажена, прирастала инфраструктурой и кадрами - на парфюмеров учили в институте душистых веществ и при «Союзпарфюмерпроме».
Работали старые и новые заводы по изготовлению эфиров, масел и синтетических компонентов, а натуральное сырье выращивали по всему Союзу. Грубо говоря: юг отвечал за цветы, север – за хвойники. Основной площадкой для плантаций эфироносов остался Крым со знаковым для отрасли Никитским научно-ботаническом садом, плюс Молдавия, плюс кавказские и азиатские республики.
Лаванда, шалфей, анис, мята, роза, кориандр, герань, гвоздика, эвкалипт – все это селекционировалось и культивировалось на благо медицины, косметики и парфюмерии. В лабораториях фактически с нуля создавали синтетические молекулы и в процессе делалось немало патентованных открытий. К 1988 году в нашей парфюмерии использовалось около 200 синтетических веществ отечественной разработки и из 7,5 тыс. тонн душистых веществ 6,6 тыс. были синтетикой. Это еще раз к вопросу про "все было натуральное".
Парфюмерное сырье довольно бодро экспортировалось и чуть-чуть импортировалось - на его использование было ограничение, а вот интерес к советским духам со стороны Запада был невелик. Участие в международных выставках и даже победы не добавляли популярности ни у дистрибьюторов, ни у покупателей.
Дело в том, что при наличии заводов, лабораторий, парфюмеров и плантаций – от европейской парфюмерии советская отставала. Это может звучать обидно, но это факт. Те же французы за это время насинтезировали тысячи ароматических веществ, получали эфиры и масла из сотен растений, снаряжая экспедиции за экзотикой, и сильно продвинулись вперед в плане технологий и скоростей. И, что очень важно для бьюти-сферы, постоянно учились презентовать свою продукцию.
Как бы то ни было, но для внутреннего рынка у нас до определенного момента дела шли неплохо. Все началось даже не в 90е, а ближе к 80-м, когда стали изредка завозить готовые концентраты и выпускать совместную продукцию - импортные производители пробивали дорогу на наш рынок. И как только открылся шлюз - покупатели массово сделали выбор не в пользу отечественного, и оказалось, что покупать готовое проще и дешевле, чем производить и обучать. Рухнувшая господдержка довершила дело.
С тех пор процент импорта на парфюмерно-косметическом рынке дошел до 70, а по некоторым данным даже до 90%. И при этом одно только название на кириллице уже понижает перспективы продаж. И вот если представить, что с сегодняшнего дня наступило время «сами можем», то с чего начать?
С распадом СССР большинство советских плантаций оказались на территории разных государств. Сохранились ли они или хотя бы их площади в прежнем объеме? Конечно нет. Даже с учетом Крыма и знаменитого Никитского ботанического сада с по-прежнему научным центром, где теперь выращивают 6 культур вместо 17 и на меньшей площади... Землю под плантации надо покупать или арендовать, обрабатывать, засеивать наверняка импортными семенами и ждать, когда растения станут пригодны для добычи сырья. Так, например, сделал один британский бизнесмен, уже 20 лет экспортирующий лаванду с молдавских полей.
Вырастили-собрали... У нас есть эфиромасличные заводы, которые делают продукцию и для нас, и на экспорт, но у них ограниченные возможности. Есть фермерские хозяйства по выращиванию и заготовке лекарственных и ароматических растений, но опять-таки не хватает перерабатывающих предприятий.
Хорошо, все равно натурального сырья уже используется не так много… давайте делать синтетические духи! Осталось только решить из чего и где. Калужский комбинат синтетических душистых веществ и Московский экспериментальный завод душистых веществ теперь приманивают разве что любителей заброшек.
ВНИИ синтетических и натуральных душистых веществ давно не существует, по карте на его месте теперь жилой дом, да и на парфюмеров больше не учат – я даже не нашла в классификаторе такую профессию. Диплом из наших школ парфюмеров - это база знаний для создания крафтовой парфюмерии для друзей и выставок. Как раньше - получил специализацию и пошел по направлению на "Новую зарю" или "Северное сияние" - больше не работает.
А зачем парфюмеры? Ведь предприятий по производству парфюмерных концентратов в России все равно нет - ими никто не занимался, это было незачем. Все наши парфюмерные и косметические производства импортозависимые. Тот же знаменитый «Арома Пром» в Дедовске создан совместно с Германией и работает на французских компонентах и концентратах. Свои и взять негде, и создать сразу не получится, потому что сначала надо отстроить и оборудовать заводы и обучить персонал. А еще написать софт, так как сейчас парфюмерные композиции на масштабных производствах рассчитываются на компьютерах. Без всего этого производство духов будет выглядеть примерно так:
По результатам опроса 10-летней давности отечественной парфюмерией пользовалось только 2% покупателей. Даже если этот процент подрос, скажем, до 5 – это не сильно меняет картину. В данном случае спрос не рождал предложений уже 30 лет и изменится ли что-то сейчас, я не знаю. Мне кажется, что импорт вернется быстрее.
Лично я против "пусть валят" и за разумное сотрудничество... Развиваться, безусловно, надо! Можно не давать столько рыбы, но нужны удочки. А еще финансирование, господдержка и желание... Вот тогда можно будет говорить про "все есть, сами сможем".
Уф, спасибо всем, кто дочитал до конца )) Готова к помидорам за пессимизм...