О любви слагают песни, легенды и кино. Любовь она разная: романтическая, поэтическая, неземная, трагическая… Однако проникнуть в суть этого явления крайне сложно, потому что у каждого свое представление о том «как это должно быть».
Бертолуччи фактически посвятил полжизни пристальному рассмотрению феномена «любви» с разных углов. Его знаменитое «Последнее танго в Париже» вызвало колоссальный отклик в обществе, только-только осознающем эротические аспекты любви. Хотя, на мой взгляд, этот фильм вообще не о любви… Да и как толком передать ЭТО на экране, если не пользоваться клишированными «затуманенными взглядами» и прочей ерундой?
Мне кажется, что настоящих фильмов, способных передать это загадочное чувство, на самом деле, кот наплакал. Потому что большая их часть повествует вовсе не о любви, а о тех мифах, которые ее окружают. О героических поступках, которые якобы совершают люди «во имя любви», о страсти неземной или же, наоборот, очень даже приземленной. Но вот ухватить за хвост именно природу сего неподдающегося логике феномена никому особо не удается.
Поэтому, когда я думаю о подобном кино, на ум приходит буквально пара фильмов, и один из них «Осажденные», который в свое время произвел на меня невероятное впечатление.
Начнем с того, что фильм этот «немой». Слов и реплик там нет, что крайне осложняет задачу мастера. Но Бертолуччи на то и мэтр, чтобы не ходить проторенными тропами. Это уже позже в моду снова войдет «немое кино» с красивой отретушированной картинкой. ББ не пользуется костылями, ибо он безапелляционно честен в своем исследовании. И, тем не менее, картинка в его фильме божественно прекрасна, как и все, вышедшее из-под пера этого великого итальянца.
Вся история бедной африканки, бежавшей от военных действий в Италию, и скромного пианиста вертится вокруг пианино (вполне себе кинематографический фетиш, тоже весьма поэтично обыгранный позже Джейн Кэмпион). Вертится история, как я уже сказала, без всяких слов и пояснений, безо всякой эротики и секса, но с таким напряжением и мощью, что никакое «Танго в Париже» не идет в сравнение с этой драмой.
К концу фильма, атмосфера которого просто окутывает тебя со всех сторон невидимым облаком, все вопросы о том, «что такое любовь» просто исчезают. Потому что…это Бертолуччи. И даже пытаться потом выразить в словах то, что на вас снизошло, бесполезно. Просто чувствуйте. В этом фильме нет ничего, кроме Любви. Именно так с Большой Буквы.
#осажденные #бернардо бертолуччи #последнее танго в париже #любовь #немое кино