Найти тему
Челябинский Ганди

Шоколадные протесты или батончиковые протесты в Канаде

После Второй мировой войны Канада стала одним из мировых лидеров экономического роста, быстро оправляясь от лишений и ограничений военных лет. Но развитие экономики не совпадало с благосостоянием граждан — цены на продукты неуклонно росли, а зарплаты оставались прежними. В народе зрело недовольство, но первыми, кто открыто выразил своё несогласие с властями, стали подростки из небольшого провинциального городка Ледисмит. Узнав о том, что их любимые шоколадные батончики за одну ночь подорожали почти в два раза, они вышли на митинг.

Магазинный прилавок в Торонто с шоколадными батончиками, стоящими по пять центов. Фото City of Toronto Archives.
Магазинный прилавок в Торонто с шоколадными батончиками, стоящими по пять центов. Фото City of Toronto Archives.

Канадские власти и восстановление экономики

В годы Второй мировой войны канадский Совет по ценам и торговле усердно трудился над тем, чтобы избежать резкой инфляции. Власти искусственно сдерживали цены на продукты и ввели карточную систему, а самих граждан призывали к экономии и самопожертвованиям. После капитуляции Третьего Рейха канадские власти начали постепенно снимать экономические ограничения военного времени. Производители продуктов восстановили работу в прежних объёмах в надежде вновь вернуть прибыль, которой не видели уже много лет.

Во время Второй мировой Канада стала одним из экспортёров шоколада в Европу, а канадское лакомство включали в рацион сухого пайка солдат-союзников. При этом стоимость его производства неуклонно росла: в 1939 году фунт какао-бобов стоил чуть менее семи долларов, а в 1947 году — уже 23 доллара. Несмотря на это, в самой Канаде всю войну шоколадные плитки стоили по пять центов. 25 апреля 1947 года производители подняли на них цены сразу на три цента, объяснив это увеличением производственных затрат. Главными причинами этого были отмена госсубсидий, действовавших в годы войны, и проблемы с доставкой какао-бобов, которые становились всё более популярными во всём мире. Именно это и спровоцировало мятеж в городе Ледисмит в Британской Колумбии.

Пятицентовые протесты: молодёжь против правительства

Зачинщиком бунта стал 17-летний Паркер Уильямс, выходец из небогатой семьи, который в тот же день после обеда привехал вместе с друзьями в местное кафе Wigwam Cafe на Первой авеню, чтобы закупиться любимыми шоколадными батончиками. Никто не сообщал в СМИ, что это лакомство за ночь подорожало на 60%, и поэтому обновлённый ценник на продукт шокировал подростков. Продавцы пытались объяснить им причины такого роста цен, но они всё равно недоумевали, и тратить лишние центы на шоколад не хотел.

Почти все дети были выходцами из семей лесорубов, чей профсоюз особенно часто устраивал забастовки, и потому они решили взять пример с родителей. Вместо покупки дорогого шоколада подростки отправились домой к Уильямсу, где мелом расписали его автомобиль лозунгами и призывами отменить подорожание сладости. Затем они вернулись на площадку перед Wigwam Café и устроили митинг, призывая остальных посетителей бойкотировать покупку лакомства. Постепенно к группе митингующих подростков присоединялись их сверстники, и вскоре все они пошли маршем по городу и распевали лозунги против подорожания шоколада.

-2

Дети сделали пару проходов по улице, успев привлечь внимание прессы. Сообщения о подростковом «бунте» в Ледисмите распостранялись при помощи национальной телеграфной службы и появились в крупных газетах Daily Colonist и Vancouver Sun. Пресса описала митингующих подростков, как смелых и отважных юношей и девушек, бросающих вызов государству и бизнесу, при этом выражая сомнения в честности производителей шоколада. Благодаря этому аналогичные бунты вскоре вспыхнули и в других городах провинции, а позже распространились и на всю Канаду.

Наиболее серьёзная ситуация сложилась в Виктории, столице Британской Колумбии. 29 апреля 1947 года более 200 подростков ворвались в здание местной законодательной власти. Юные бунтовщики ловили любого взрослого, попадавшегося им на пути, будь то министр провинции, мелкий государственный служащий или посторонний посетитель, заводили его в угол и спрашивали, что он собирается делать с повышением цен на шоколад. В другом городе Британской Колумбии, Барнаби, дети устроили велосипедный марш, перекрыв Кингсвей — шоссе, соединяющие Барнаби с Ванкувером.

В Оттаве 60 подростков прошли десять кварталов от своей школы до Парламентского холма, неся в руках плакаты с надписями: «Шоколадные плитки за восемь центов — фу» и «Мы съедим червей, прежде чем съедим плитки шоколада по восемь центов». Они также подготовили петицию против роста цен на шоколад, подписанную 700 местными школьниками.

-3

Ещё одну похожую петицию подписали подростки в Галифаксе. Но не удовлетворившись этим, они стали ходить по местным магазинам, чтобы лично выразить своё недовольство ценовой политикой. Подростки спрашивали у продавца стоимость шоколада и, услышав в ответ «Восемь центов», делали разочарованные выражения лиц и отправлялись в следующее заведение. В Реджайне школьники покинули классы и отказывались возвращаться, пока цена не вернётся к прежнему значению.

1 мая 1947 года в Торонто более 500 учеников из трёх школ — Central Commerce, Harbord Collegiate и Central Technical School — прошли маршем по Блур-стрит, дойдя до парка Кристи Питс и выкрикивая лозунги против повышения цен. По дороге они рассовывали карточки со своими требованиями под дворники припаркованных вдоль улицы автомобилей.

Медвежья услуга канадских коммунистов

Детский бунт поддержали и взрослые по всей Канаде, также несогласные с государственной финансовой политикой. В поддержку детей выступали Лига домохозяек-потребительниц Реджайны, Международная ассоциация машинистов и другие общественные организации страны. Канадский конгресс труда заявил, что подростковые бунты «полностью оправданы». В конце апреля 1947 года подростковый бунт поддержала Национальная федерация трудовой молодёжи Канады — одно из влиятельнейших общественных движений страны, куда в конце 1940-х входило семь тысяч участников. Федерация грозила устроить пикеты у каждой канадской кондитерской в конце месяца. Но бунт закончился намного раньше — третьего мая.

-4

В этот день в редакцию консервативной газеты Toronto Telegram пришла анонимная телеграмма под названием «Красные оболванивают молодёжь в восьмицентовой кампании». В ней сообщалось, что Федерация трудовой молодёжи тесно связана с местной компартией, а многие её члены были убеждёнными коммунистами, якобы действующими по указке Советского Союза.

И соучредитель Федерации трудовой молодёжи Билл Стюарт, и Паркер Уильямс с друзьями категорически опровергали связи между подростками и коммунистами, но их митингу всё-таки был нанесён непоправимый ущерб.

Человека, подозреваемого в связях с компартией, могли уволить с работы, провести в его отношении расследование, от таких людей часто отворачивались друзья. Страх перед левыми политическими силами оказался сильнее желания вернуть прежнюю цену на шоколадные батончики.

Родители, опасаясь обвинений в связях с левыми политическими силами, заставляли детей бросить протест и вернуться к прежней жизни. Вместе со священниками и госслужащими они обзванивали молодёжные организации страны, требуя срочно прекратить поддержку подростковых бунтов.

Бунт завершился, продлившись десять дней. Национальную федерацию трудовой молодёжи Канады распустили вскоре после скандала.

Бесславное завершение мятежа заставило отреагировать даже самих производителей шоколада. Они старались объяснить как студентам, так и им взрослым заступникам, почему те неправы. Компания Rowntree выпустила в центральных канадских газетах письмо под заголовком: «Почему вы платите восемь центов за шоколадный батончик Rowntree», рассказав о росте закупочных цен на молоко, какао-бобы, сахар и остальные ингредиенты шоколада, а также на упаковку и удорожание рабочей силы, что в итоге и привело к увеличению производственных затрат на 165%.

Газетная реклама фирмы Willards. Фото Toronto Daily Star.
Газетная реклама фирмы Willards. Фото Toronto Daily Star.

Представитель другого шоколадного концерна, Moirs, выступил на радиостанции CBC, решительно поддержав подорожание шоколада. 7 мая 1947 года фирма Willards заказала в газете Toronto Daily Star рекламу, в которой дала информацию о том, что продавать батончики по пять центов, как раньше, больше нельзя.

По крайней мере, мы не сидели сложа руки и не допустили этого ужасного события. Мы признали, что у нас есть сила, чтобы выразить протест. Люди должны конструктивно и мирно протестовать против вещей, которые они не считают правильными.
Паркер Уильямс, зачинщик детского бунта весной 1947 года в Ледисмите

Через некоторое время шоколадные плитки в Канаде всё же подешевели на один цент. Это стало результатом подросткового бунта, охватившего всю страну.