Международная шахматная федерация (FIDE) на основании решения своей комиссии по этике и дисциплине дисквалифицировала российского гроссмейстера Сергея Карякина на шесть месяцев, из-за чего он пропустит турнир претендентов на матч с чемпионом мира. В интервью «МК» Карякин рассказал о своих ближайших планах и еще раз заявил о необходимости создания альтернативной международной шахматной ассоциации.
- Какие у вас планы на ближайшее время?
- Пока что я все-таки на сто процентов не теряю свои шансы. Потому что есть еще апелляция, которую мы обязательно будем подавать. Будем бороться до конца. Я сейчас консультируюсь с адвокатами и юристами. Планирую бороться.
Если же говорить в целом. То все равно надо заниматься, надо тренироваться. Готовиться к следующим турнирам. Как минимум будет суперфинал чемпионата России, будут другие турниры. Свою форму всегда надо поддерживать.
- К сожалению, практика последних дней показывает, что апелляции российских спортсменов, российских сборных и федераций, как, например апелляция РФС в CAS, остаются без внимания. Правовые нормы в международной спорте не соблюдаются...
- Да вообще не соблюдаются! Я полностью согласен! Раньше спорт был вне политики. Сейчас он абсолютно и полностью в политике. И суды все абсолютно ангажированные. Довольно много всего происходит. Вот и я попал в такую историю. Вместе с другими нашими спортсменами, вместе с нашими паралимпийцами. С олимпийцами, которых и раньше отстраняли под любыми предлогами. Теперь эта беда дошла и до шахмат.
- Насколько, на ваш взгляд, для мирового спорта опасны именно эти нарушения правовых норм? И во что это может вылиться?
- Это очень тревожный звонок для шахмат, как для вида спорта. В шахматах никогда такого не было. Если ты выигрывал турнир, значит, ты выигрывал турнир. Если ты отобрался путем честного отбора, как я сейчас через Кубок мира отобрался в турнир претендентов, то, значит, я отобрался в турнир претендентов. А меня «по беспределу», как говорится, оттуда пытаются выкинуть.
Получается, теперь чиновники решают в шахматах, кто должен играть, а кто нет. Причем это люди, совершенно далекие от шахмат. Никакого отношения к шахматам не имеющие. Комиссия по этике, которая заседала — это люди, о которых я впервые слышу. И они решают, должен ли я играть или нет?
- Министр спорта России Олег Матыцин на итоговой коллегии Минспорта не так давно говорил, что необходимо прорабатывать новые пути развития отечественного спорта в сложившейся ситуации. Вы также сказали, что возможно создание альтернативных FIDE шахматных федераций. Вы действительно считаете это возможным решением возникающих у наших спортсменов сложностей?
- Я вижу два пути, по которым надо идти. Первое — обязательно внутри России и среди дружественных стран проводить турниры, чтобы российские спортсмены, кого сейчас пытаются отстранить от международных соревнований, не чувствовали себя лишними, чтобы они чувствовали, что нужны именно как спортсмены. Речь не только обо мне, нас отстранили от участия и во Всемирной шахматной олимпиаде. Для этого необходимо проводить как можно больше шахматных соревнований в России.
Второй путь, о чем я и говорил, создание второй всемирной шахматной ассоциации. В боксе существует пять основных международных федераций, которые всем и заправляют. А в шахматах мы полностью полагаемся на FIDE. А она состоит из живых людей. Из людей, к сожалению, западного мира. И получается, что мы полностью от них зависим, от FIDE, от прихоти каких-то чиновников. Поэтому я думаю, что нужно создать альтернативную организацию. Чтобы быть абсолютно независимыми от этого.