Найти тему
script bro | сценаристы

Все секреты первого акта. Часть 6: Отказ от Зова (the Refusal of the Call)

Один из самых загадочных разделов сценария – Отказ от Зова!

В прошлой статье мы разобрались с провоцирующим событием, которое обычно происходит между страницами 12-15. Если вы правильно всё рассчитали, то до конца первого акта осталось ещё 10 страниц (до страницы 25).

Как только вы дойдёте до второго акта, - ваш персонаж отправится в своё путешествие, чтобы уничтожить кольцо, найти убийцу, выиграть большое соревнование, найти сокровище, заполучить мужчину своей мечты или достичь любой из поставленной перед ним цели.

Вопрос в том, чем заполнить это время? Что нужно сделать между страницами 15-25?

Я прочитал несколько первых актов и понял, что ответ на этот вопрос не так однозначен, как можно подумать изначально.

Традиционно этот раздел известен как "Отказ от Зова", но не в каждом фильме он используется именно для этой цели.

Идея, которая лежит в основе "Отказа от Зова", заключается в том, что жизнь вашего героя только что перевернулась из-за провоцирующего события. Это неприятный момент для них. Представьте, что вы узнали о том, что все ваши сбережения, которые вы копили в течение 25 лет, исчезли. Вы неосознанно вложили их в финансовую пирамиду, которая только что рухнула.

Маловероятно, что всего через несколько минут после того, как вы узнали об этом, вы начнёте действовать и нанимать юристов, чтобы попытаться вернуть свои деньги. Вместо этого вы, вероятно, пребывали бы в шоке. Вам понадобится пара дней, прежде чем вы сможете осознать, что происходит.

Вот как я хочу, чтобы вы восприняли "Отказ от Зова". Это не искусственно созданный момент, когда герой говорит: "Я не пойду на эту миссию, потому что в первом акте осталось ещё 10 страниц!".

Это органичный момент, когда персонаж изо всех сил пытается понять, что только что произошло.

Персонаж испытывает шок, страх, его пугает объём работы, который потребуется, чтобы отправиться в путешествие. Поэтому их первоначальной реакцией всегда будет: "Нет, спасибо". Но затем наступает вторичное развитие событий, когда оставаться имеет меньше смысла, чем уходить. Тогда, ваш герой отправляется в путь.

-2

К сожалению, я обнаружил, что в каждом фильме этот раздел трактуется по-разному, и я подозреваю, что это потому, что среднестатистический сценарист больше знает о поворотах между актами и провоцирующем событии, чем об "Отказе от Зова". Так что многие авторы просто выдумывают этот раздел.

С учётом сказанного, обычно это не влияет на фильм, потому что в нём всего десять страниц, и мы знаем, что в конце мы попадаем в начало приключения.

Тем не менее, при просмотре первых актов у меня появилось полезное осознание - если провоцирующее событие соответствует работе вашего героя, герою не имеет смысла отказываться от зова.

Например, Индиана Джонс ищет предметы древности. Поэтому, когда происходит провоцирующее событие (правительство хочет нанять его, чтобы найти Ковчег Завета), для него нет смысла говорить "нет". Ведь это то, что он обычно делает. Это его работа. Так что, конечно, он скажет "да".

Сравните со "Звёздными войнами", где провоцирующее событие заключается в том, что Оби-Ван воспроизводит сообщение Леи, где она просит Люка переправить R-2 в Альдерран. Путешествовать по галактике, избегая Имперских сил, - это не работа Люка. Люк - фермер. Так что для Люка имеет больше смысла отказаться от Зова, что он и делает.

Хорошо, теперь, когда мы знаем, что такое "Отказ от Зова", что же нам делать с этими 10 страницами? Я ненавижу быть расплывчатым, но, проводя своё исследование, я обнаружил, что есть всевозможные варианты.

У героя, который не откажется от вызова (Индиана Джонс), будет одна или две подготовительные сцены, прежде чем отправиться в путешествие.
Герой, который откажется от вызова, войдёт в состояние застоя, как я говорил выше. Он в шоке. Он всё отрицает. Мы можем показать, как он пытается вернуться к прежней жизни. Но затем произойдёт второстепенное событие (тётя и дядя Люка будут убиты), которое заставит его отправиться в путешествие.
-3

С учётом сказанного, я разобрал ещё несколько первых актов, в которых момент "отказа от зова" немного сбивал с толку.

Сначала я посмотрел "Эта дурацкая любовь". Это фильм Стива Каррелла (который играет Кэла), в котором семейный человек вынужден вернуться в поле одиночек. Провоцирующее событие происходит на странице 4. Именно тогда жена Кэла говорит, что изменила ему и хочет развестись.

Это создаёт гигантскую пропасть в 20 страниц до конца первого акта. Так что же мы будем делать всё это время? Что ж, Кэл впадает в состояние застоя. Он всё отрицает. Он не понимает мир, в котором не женат. Он пьёт, хандрит. По сути, выполняя надлежащий контрольный список "отказа от зова".

Но что я понял, так это то, что у фильма "Эта дурацкая любовь" масса персонажей, которых нужно представить. Нужно показать Джейкоба (Райан Гослинг), дочь Кэла, Ханну (Эмма Стоун), няню, сына, жену.

У всех этих персонажей сложные сюжетные линии, которые требуют большой настройки. Таким образом, представление персонажей, легко заполняет время между провоцирующим событием и вторым актом. Но на странице 25, Джейкоб начинает учить Кэла, как быть крутым одиночкой, а это значит, что мы официально переходим во второй акт.

-4

Время между вашим провоцирующим событием и вторым актом может быть использовано для того, чтобы настроить других персонажей в их собственных сценах, вдали от главного героя.

Мы не всегда должны оставаться с главным героем. Это также может быть хорошим местом для показа вашего антагониста. До тех пор, пока общая тема страниц 15-25 - это застой или сопротивление (вашего главного героя), у вас всё хорошо.

Ещё одним первым актом, за которым я наблюдал, был "Шазам!". И он оказался крепким орешком, потому что он не показывает того провоцирующего события, который вы ожидали бы, а именно, чтобы Билли Бэтсон нашёл костюм и стал Шазамом.

Вместо этого на 15-й минуте Билли, сироту без дома, ловят копы и помещают в приёмную семью вместе с восемью другими детьми. Так что, это скорее провоцирующее событие, связанное с персонажем, чем с сюжетом.

Но фильм всё же использует "отказ от зова". Билли уже планирует свой побег менее чем через пять минут после того, как он прибудет в дом. Однако в первый день учебы на него нападают хулиганы, он убегает, садится в поезд, и поезд отправляется в другое измерение, где он прибывает в пещеру Шазама и превращается в Шазама (на 30-й минуте).

-5

Чему я научился, наблюдая за этими фильмами, так это тому, что чем больше в них ключевых персонажей, тем труднее выстроить каждый сюжет так, как он должен быть.

Вам нужно показать 2-3, иногда 4 разных персонажа и настроить их сюжетные линии отдельно от вашего героя, а это занимает много страниц, и именно это портит классическую модель сценария.

Вот что случилось с "Шазамом". Они должны были поставить Шазама в начале, затем главного злодея, семью сирот, сводного брата-инвалида Фредди. Это было бы слишком сложно, чтобы справиться с этим и придерживаться графика.

Далее посмотрим на "Заклятие". История повествует о Роджере и Кэролин, которые переезжают со своей семьёй в новый фермерский дом только для того, чтобы узнать, что в нём водятся привидения.

Параллельно, мы наблюдаем за Лоррейн и Эдом Уорреном (охотниками за привидениями), проводя с ними столько же экранного времени.

В любом фильме "дом с привидениями" провоцирующим событием будут домовладельцы, осознающие, что в доме водятся привидения. Это очевидно.

Но в нашем случае, такое решение авторов отодвигает весь сюжет о доме с привидениями на задний план, затрудняя определение того, где на самом деле произошло провоцирующее событие.

-6

Я бы сказал, что оно происходит на 15-й минуте, когда они находят свою собаку мёртвой. Но они ещё не совсем понимают, что в доме водятся привидения, так что я не уверен, что это провоцирующее событие.

К чести сценария, в нём постоянно появляются страшные и интересные моменты, которые заставляют нас хотеть читать больше. Например, мы получаем знаменитую игру в прятки с завязанными глазами. Мы видим сцену с детьми в их спальне, и один из них говорит другому, что прямо за ним кто-то стоит, хотя мы никого не видим.

Так что, пока вы продолжаете "размахивать вкусной морковкой" перед зрителем, они захотят продолжать смотреть, что позволит вам представить свои основные сюжетные моменты позже, чем обычно. Но будьте осторожны с этим.

Сценарию "Заклятия" никогда не приходилось завоевывать внимание читателя. Это внутренний студийный проект. Ваш сценарий должен будет увлечь читателей, так что, чем скорее вы сможете попасть в необходимые сюжетные моменты, такие как провоцирующее событие, тем лучше.

Это означает стремление заявить к странице 15 или чуть раньше, само провоцирующее событие. А следующие десять страниц посвятить застою, нежеланию, отрицанию, а также введению других главных персонажей в сценарий.

Зрителям иногда кажется, что правильно показывать те сцены, где герой не хочет пускаться в приключение. Потому что тогда он думает: “О, нет. Что будет, если они откажутся??” Это сомнение - то, что подключает их и делает приключение более весомым и захватывающим, когда герой, наконец, отправляется в путешествие.

Не хочу преуменьшать значение последней мысли, потому что я думаю, что именно по этой причине появился "отказ от зова". Предполагается, что фильм отправит зрителей в эмоциональное путешествие. Это заставляет вас использовать схему "американских горок", где постоянно резкий подъём чередуются с падением вниз.

Не отказываясь от зова, мы лишаем аудиторию одного из больших эмоциональных перепадов. И это заметно, ведь сильные эмоциональные перепады - это то, что нравится людям.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.