Мы собрали самые интересные и, порой, неожиданные вопросы и приводим на них ответы лётчиков.
Зачем открывать шторки иллюминатора на взлёте и посадке?
«Причин несколько. Основная ‒ на случай аварийных ситуаций. Открытая шторка позволяет быстрее привыкнуть к естественному освещению, а также видеть, что творится за бортом и при необходимости вовремя оповестить экипаж. При аварийной посадке будет легче понять, в какую сторону эвакуироваться, так как если пожар двигателя, например, то через форточку его можно увидеть, и, естественно, не лезть в сторону огня. Также пластиковая шторка может расколоться при аварийной посадке и поранить лицо пассажира», ‒ отвечает пилот Алина Архипова.
Почему выключают свет на взлёте и посадке?
Ответ на самом деле очень простой ‒ чтобы глаза пассажира привыкли к внешнему освещению и адаптировались на случай внештатных ситуаций.
Опасна ли турбулентность?
Пожалуй, это самый популярный вопрос, ведь все мы не раз сталкивались с болтанкой во время полёта и нервничали. Обычно это слабая или средняя турбулентность, и лишь в редких случаях может оказаться сильная. Самолёт же рассчитан на то, чтобы выдержать даже турбулентность сильной интенсивности. Пилоты всегда стараются обходить подобные зоны. Подробно мы писали об этом в другой статье.
На каких самолётах турбулентность чувствуется сильнее?
«Чем меньше самолет (легче), тем сильнее будет ощущаться болтанка», ‒ отвечает пилот Михаил Парканский. Например, на Boeing трясет не так сильно по сравнению с Bombardier Q400.
Правда, что командирам воздушного судна и вторым пилотам подают разную еду? На случай пищевого отравления.
Оказывается, всё зависит от правил конкретной авиакомпании. Некоторые действительно придерживаются раздельного питания, другие ‒ нет.
«В нашей авиакомпании нет четкого правила, что пилоты должны обязательно есть разную еду. Например, есть 3 варианта блюд для экипажа: рыба, мясо и вегетарианское. Пилоты выбирают то, что захотят, и иногда эти блюда совпадают», ‒ рассказывает Алина Архипова из air Baltic.
Пользуются ли пилоты и бортпроводники туалетами для пассажиров во время полёта? Или у них свои?
«Пользуемся, конечно. Обычно стюардессы закрывают шторкой переднюю кухню перед нашим выходом «в люди». Ещё стюардессы время от времени проверяют туалеты, помимо того, что зачастую их места находятся возле туалета. Так что и мы пилоты, и стюардессы, там бываем», ‒ поясняет Михаил Парканский.
Правда, что пилотам запрещено носить бороду? Делается это для того, чтобы во время экстренной ситуации кислородная маска плотно прилегала к лицу, а борода может этому помешать?
Такого обязательного требования нет. Борода не мешает кислородной маске. Хотя в некоторых авиакомпаниях могут быть подобные запреты, но объясняются они не с точки зрения безопасности ‒ просто корпоративный стиль такой.
Посадка самолёта всегда разная по ощущениям. Иногда плавная, а иногда с грохотом и резким торможением так, что аж сумки летят ‒ от чего это зависит?
«Даже при условии, что посадка была проведена идеально, темп торможения не всегда зависит от пилотов. Иногда полоса относительно короткая, или диспетчер просит освободить полосы по ближайшей рулежке, так как за нами заходит еще один борт.
Касательно жесткой посадки, иногда это ошибка пилота, а иногда это делается намеренно, например, при сильном дожде, чтобы избежать аквапланирования.
Мягкая посадка ‒ не единственный критерий хорошей посадки, иногда лучше сесть чуть жестче, но в зоне касания, чем перелететь и в итоге выкатиться», ‒ говорит Михаил Парканский.
Как температура воздуха в салоне самолета ‒ почему то жарко, то холодно?Температуру устанавливает пилот самолета, а также у бортпроводников есть возможность её отрегулировать на несколько градусов.«В А320 мы имеем возможность выставить в салоне от 18 до 30 градусов. Обычно я ставлю на 24, но зависит от региона. Стюардессы могут изменять температуру плюс/минус 2 градуса от того, что мы выставили ‒ для большего комфорта пассажиров», ‒ поясняет пилот.Правда, что посадка самолёта происходит на автопилоте?«К сожалению, вопреки распространённому мифу, система автоматической посадки не такая уж и автоматическая. Посадить самолёт без участия человека на сегодняшний день она не может. Всё ещё нужен пилот на борту для того, чтобы запрограммировать автопилот на метеоусловия и состояние полосы, своевременно включить саму систему, выпустить закрылки, шасси, включить обратную тягу», ‒ говорит Михаил Парканский.