Найти тему
Не по факту, а по сути

Не пионер, не октябрёнок. Кто мы, дети 90-х?

Моя родная школа начала вести группу ВКонтакте. Последние несколько дней наблюдаю за их активностью с особым интересом: выкладывают фотографии пионеров 80-х годов.

Одна из фотографий. Взята со страницы группы моей родной школы ВКонтакте.
Одна из фотографий. Взята со страницы группы моей родной школы ВКонтакте.

Где-то там должна быть и моя мама. Но, видимо, не повезло: именно её на снимках я не увидела.

А она, кстати, хранила свой пионерский галстук. Рассказывала, как была октябрёнком, как стала пионером.

Юные пионеры.
Юные пионеры.

И, честно, мне кажется, в таком единстве мышления, которое прививали детям в школе, есть польза: у людей были цели не только личные, но и общественные.

Развивать государство, строить цивилизованное общество. Это помимо своих целей. Раньше внушалось уважение к труду, поэтому вовсе не была "стрёмной" цель - стать рабочим человеком.

Что происходит сейчас?

Сейчас каждый тянет одеяло на себя. Нет у нас больше общих целей: урвать бы побольше. Кто бы ни оказывался на правительственных постах - начинают подворовывать.

Иногда я думаю: а удержалась бы я от таких мерзких деяний, попади на высокий пост? И не могу найти ответа. Совесть кричит: "Фууууу". Логика шепчет: "Кредит огромный, зубам - *опа. А, может, хотя бы чуть-чуть?"

К счастью, я не нахожусь на высоком посту, и поэтому мне не нужно договариваться со своей совестью или логикой.

Люди, рождённые в советском союзе имели цели. Пусть придумывали свои. Пусть пользовались данными. А кто же мы - те, кто был рождён после развала советского союза?

Мы не были октябрятами. Нас не посвящали в пионеры. Мы носили в школу джинсы и футболки. У нас не было единых целей. У нас не было даже единых правил. Кто во что горазд - вот то основное правило, которым мы, школьники, руководствовались.

Примерно такой вот "разнобой" был.
Примерно такой вот "разнобой" был.

Хорошо, что конкретно наш класс был активным в хорошем смысле этого слова. Большая часть класса пели, участвовали в олимпиадах, спортивных соревнованиях.

Конечно, были и те, кто не делал ничего, но где не было таких детей?

Сейчас мы выросли. Разрозненные, потерянные. Общение - единичное. Нет общих целей, как и не было их у нас раньше.

Я не скажу, что выросли мы совсем уж плохими людьми: мы не безнадежны. Но кем мы выросли? Не знаю. Многие, кто уже имеет работу, семью, до сих пор, смеясь, говорят: я не знаю, кем хочу стать, когда вырасту.

Раньше люди понимали: чтобы жить, нужно работать. Что взрослому человеку необходимо жить своим умом.

Сейчас, мне кажется, мы более инфантильные. Всё надеемся, что нам скажут: "Нужно сделать вот так. Нужно поступить вот этак".

А те, кто делает и поступает самостоятельно, всё равно недоумевают: "Это как так у меня получилось? Это как так я - ответственный и обязанный? А где "настоящие" взрослые? Пусть они проверят, посмотрят, посоветуют".

Нет, конечно, далеко не все такие. Есть люди, которые очень-очень ответственные. Они добились всего сами. Идут к цели, не останавливаясь на полпути. Они - молодцы. Но это - малая часть тех, кто был рождён после развала СССР.

Недоумение, непонимание того, что делать и как жить дальше, кризис, дефолт не могли не отразиться на нас. Да, вряд-ли те, кто, как и я, рождённые в 1995 году, вообще помнят подобные вещи. Но в подсознании не могло не сохраниться то состояние наших родителей, которое они испытывали в те сложные времена.

Мы такие, какие мы есть. Ну а какие мы - многие из нас и сами сказать не могут. Между силой и слабостью. Между добром и злом. Между реальностью и иллюзией.

Застряли мы где-то в середине. Ещё не взрослые, но уже не дети. А ведь скоро 30 лет.