Найти тему

Золото мертвых: забытое погребальное богатство

Известный факт, что жизнь обычного человека практически полностью ускользает из поля зрения древних авторов, уступая место эпизодам истории, связанным с войнами, сменами правящих династий, природными катаклизмами, в водовороте которых судьбы людей стираются и становятся лишь фоном для определенных исторических событий. Заполнить лакуну в наших представлениях о жизни людей в древности, их традициях помогают исследования некрополя – мест древних захоронений.

Восточный некрополь Фанагории, Архив музея-заповедника «Фанагория», 2019 г.
Восточный некрополь Фанагории, Архив музея-заповедника «Фанагория», 2019 г.

Полевой сезон 2019 года Фанагорийской экспедиции Института Археологии РАН завершился открытием большого грунтового склепа. Удивительно, что содержимое склепа осталось нетронутыми. Обнаружить погребение подобной сохранности – большая удача для археологов, так как в большинстве случаев грунтовые гробницы попадают в руки ученых уже полностью разоренными. Зачастую грабители проникали в склепы спустя непродолжительное время после совершения погребального обряда, иногда не один раз.

Северная камера грунтового склепа, Восточный некрополь Фанагории, Архив музея-заповедника «Фанагория», 2019 г.
Северная камера грунтового склепа, Восточный некрополь Фанагории, Архив музея-заповедника «Фанагория», 2019 г.

Склеп состоял из двух погребальных камер, в каждой из которых было погребено по семь человек. В одном из семи деревянных гробов была похоронена женщина, умершая в возрасте около пятидесяти лет.

Как и в современном мире погребальный обряд был одним из способов показать богатство и статус семьи. На состоятельность и высокое положение в обществе владельцев усыпальницы указывает как монументальность склепа, так и роскошь погребального инвентаря, который позволяет датировать гробницу концом IV – первой половиной V в. н.э. Эта гробница бесспорно принадлежала представителям фанагорийской знати. Одежда погребенной женщины была украшена золотыми украшениями. Ткань, разумеется, не сохранилась, но вокруг шеи и на груди женщины поверх ее ключиц было обнаружено скопление элементов декора из золотой фольги.

Расположение украшения in situ, Архив музея-заповедника «Фанагория», 2019 г.
Расположение украшения in situ, Архив музея-заповедника «Фанагория», 2019 г.

Анализ особенностей украшения и археологического контекста, в котором оно было обнаружено, позволяет интерпретировать его как детали ворота одежды/платья.

Верхняя часть ворота напоминает ожерелье, однако таковым не является – количество элементов слишком мало для полноценного подвесного украшения, а хрупкие крепления деталей вряд ли выдержат нагрузку при подвешивании. Предполагается, что данные элементы тоже являлись частью ворота. Крупная бляшка с янтарной вставкой и двумя петлями на обороте могла выполнять функции пуговицы, при помощи которой верхний край одежды с двумя бортами застегивался. При этом остальные бляшки обрамляли край лицевой части ворота.

Верхняя часть ворота после реставрации, Архив музея-заповедника «Фанагория», 2021 г. ФМ-КП 110/10-131 АН 263-384.
Верхняя часть ворота после реставрации, Архив музея-заповедника «Фанагория», 2021 г. ФМ-КП 110/10-131 АН 263-384.

Далее, обшивка ворота одежды женщины включает три композиционных пояса: верхний, состоящий из круглых бляшек, средний пояс из бляшек сигмовидной формы и нижний пояс из бляшек в виде треугольников.

Три композиционных пояса ворота после реставрации, Архив музея-заповедника «Фанагория», 2021 г. ФМ-КП 110/10-131 АН 263-384.
Три композиционных пояса ворота после реставрации, Архив музея-заповедника «Фанагория», 2021 г. ФМ-КП 110/10-131 АН 263-384.

По мнению исследователей, одеяние с украшениями из тонкой золотой фольги было изготовлено специально для похорон и не предназначалось для носки при жизни.

В пользу этой гипотезы говорят множество признаков. Во-первых, бляшки выполнены из тонкого фольгированного золота. Непрочность изделия делает его непригодным не только для повседневной носки, но и для парадных выходов, которые случались не часто и длились непродолжительное время. Во-вторых, на бляшках отсутствуют следы продолжительного использования (деформации, изломы, разрывы, свидетельства ремонта/замены элементов и др.), что, вероятно, говорит о том, что одеяние женщина при жизни не надевала. В-третьих, золотом была украшена лишь лицевая сторона одежды жительницы Фанагории, то есть та, которая была видна участникам погребальной церемонии.

Таким образом, предполагается, что такие штампованные из тонкой золотой фольги выпуклые бляшки лишь создавали видимость полновесного украшения при минимальной затрате металла. «Погребальная индустрия» в столице Азиатского Боспора в позднеантичный период была очень развита, ее продукция повсеместно встречается в захоронениях горожан, особенно в престижных гробницах знатных граждан.

Расположение ворота in situ, Источник фотографи:  Ворошилова О.В., Ворошилов А.Н. Золото в женском погребальном костюме элиты позднеантичного Боспора: новые материалы из Фанагории // МАИЭТ. Вып.  XXVI. 2021. С. 40–56.
Расположение ворота in situ, Источник фотографи: Ворошилова О.В., Ворошилов А.Н. Золото в женском погребальном костюме элиты позднеантичного Боспора: новые материалы из Фанагории // МАИЭТ. Вып. XXVI. 2021. С. 40–56.

Кроме того, в Фанагории обычай украшения погребального одеяния золотыми нашивными бляшками существовала на протяжении долгого времени. Особенно широкое распространение эта традиция получает в римский период и сохраняется и в позднеантичную эпоху – в V веке.

Подробнее об этом уникальном погребальном комплексе и анализе данной находки читайте в научной статье исследователей: Ворошилова О.В., Ворошилов А.Н. Золото в женском погребальном костюме элиты позднеантичного Боспора: новые материалы из Фанагории // МАИЭТ. Вып. XXVI. 2021. С. 40–56. Статья размещена в открытом доступе.

Если вам хочется больше узнать о Фанагории, находках из древнего города, подписывайтесь на официальные Интернет ресурсы музея-заповедника «Фанагория»: