Найти тему
NOIR

Что было бы с Роской Империей, если бы декабристам удалось взять власть

Обычно у захватчиков трона все же есть более-менее четкий план. У восставших с Сенатской же никакого единого плана просто не было. Те же убийцы Павла I, например, на сложившуюся в их случае ситуацию смотрели одинаково или почти одинаково. Декабристские же взгляды разнились внутри самой группы заговорщиков. На случай победы было у декабристов два довольно идеалистичных направления, каждое из которых определялось своим документом. Согласно одному из них и предполагалось действовать, только вот какой именно документ выбрать – договориться никак не могли.

Первое направление соответствовало «Конституции» за авторством Никиты Муравьева. Туда входили конституционная монархия с исполнительной властью в руках у правителя Империи, федеративное разделение субъектов страны и парламент о двух палатах. С крепостным правом предлагалось поступить образом, похожим на тот, что впоследствии использовал Александр II: крестьян – на свободу, землю – оставить помещикам, не отбирая у них ни кусочка.

Павел Пестель же сочинил «Русскую правду». Согласно этой бумаге, Россия должна была стать унитарной республикой, законы бы придумывало Народное вече из полутысячи россиян. Исполнительная власть была бы сосредоточена у пятерых членов Державной думы, ее членов выбрало бы вече.

С крепостными планировалось поступить так: дать свободу, а вдобавок – часть помещичьих земель, каждой общине – по куску. Это, по задумке Пестеля, помогло бы крестьянам не умереть с голоду и не обнищать. Правда, автор «Русской правды» ничего не написал о том, как бы решался вопрос с тем, кто будет работать на помещичьей земле и как крестьяне разберутся с трудовым распорядком на своем общинном наделе.

Павел Пестель. и Сергей Трубецкой после ссылки
Павел Пестель. и Сергей Трубецкой после ссылки

Если бы власть оказалась в руках декабристов, на почве противоречий между сторонниками Пестеля и Муравьева легко могла бы начаться гражданская война. Далее имеет смысл уже применить воображение, руководствуясь известными из истории характерами и взглядами потенциальных участников событий.

Наиболее амбициозным и жаждущим оказаться на троне был Пестель, правда, его кандидатуру поддержали бы отнюдь не все. Руководитель восстания Трубецкой, Рылеев и Муравьев имели бы больше сторонников. К тому же, с ними с большой вероятностью был бы и кто-нибудь из родственников Константина и Николая как фигура, которую предполагается посадить на престол.

Если бы в таком противостоянии одержал верх Пестель, страна превратилась бы в республику, а все царские родственники были бы на всякий случай перебиты – чтобы некому было претендовать на трон. Правда, означенные в «Русской правде» вече и Дума могли бы начать думать не так, как стремящийся к диктатуре Пестель. Они бы в таком случае могли и исчезнуть, вся мощь власти оказалась бы сосредоточена на его фигуре, а это уже диктатура. Каким диктатором был бы Пестель – неясно.

Одержи верх те, кто стоял за бескровие переворота и конституционность монархии, они столкнулись бы с проблемой поиска законного правителя. Это был бы кто-то из братьев Александра I.

Задача восстания была проста – сделать так, чтобы Николай не взошел на престол. Оставались еще Константин, который сам был не рад своей временной правительственной роли, и Михаил, который теоретически, может, и мог бы согласиться на предложение восставших. Но и тут есть довольно заметная лазейка для монарха, ведущая к возвращению старого порядка.

Николай I перед лейб-гвардией во дворе Зимнего дворца
Николай I перед лейб-гвардией во дворе Зимнего дворца

Анна Иоанновна со своим разрывом Кондиций – отличный пример того, как может поступить царь по-своему, как только корона окажется у него на голове. Чтобы имело смысл обманывать чувствующих себя хозяевами положения бунтовщиков, достаточно было бы, чтобы будущего самодержца поддержали гвардия и пара полков солдат. Судьба декабристов в таком случае довольно очевидна: казнь или ссылка.