Специалисты Mediascope подсчитали, как изменилась численность российской аудитории соцсетей в связи с блокировками.
Раньше всего был заблокирован Facebook, признанный в РФ экстремистской организацией. С 10 млн активных пользователей из РФ аудитория сократилась до 6 млн. Тенденция к падению сохраняется и усиливается.
Аудитория визуальной сети Instagram (приказом от 21.03.22 признанной экстремистской организацией в РФ) потеряла 16% активных пользователей с территории России на следующий день после блокировки. Если это перевести в абсолютные цифры, то осталось 34 млн из 39 до инцидента. Аналитики предсказывали, что падение будет продолжаться: динамика других заблокированных соцсетей показывает, что к ним возвращаются всё меньше. Но тогда еще не было известно про признание Meta экстремистской организацией. Теперь любая коммерческая деятельность, включая перечисление средств для настройки таргетированной рекламы, под запретом. Рекламодатели и компании будут вынуждены покинуть площадку, а также удалить все упоминания и логотипы соцсети со своих сайтов. Пика ежедневной аудитории за три недели достиг 14 марта — в день блокировки. Возможно, перед последним уходом будет очередной всплеск с попыткой перенаправить аудиторию в ВК, Telegram или Дзен.
Twitter и ранее терял популярность у российских пользователей после замедления работы в 2021, а 4 марта 2022 был полностью блокирован для россиян. Потеря аудитории составила 14 млн, а это более половины.
Telegram, напротив, заметно вырос за счет притока новых пользователей из России. 24 февраля ежедневная аудитория сервиса в России составляла 31 миллион человек, 15 марта — уже 45,5 миллионов. Многие блогеры заводят канал в Telegram как альтернативу YouTube, которому также грозит возможная блокировка в будущем. Telegram впервые обошел по популярности WhatsApp в России — его доля в общем объеме трафика в мессенджерах в первые 2 недели марта увеличилась с 48% до 63% в сравнении с таким же периодом в феврале, — по данным компании "Мегафон".
«ВКонтакте» и «Одноклассники» тоже показали рост — с 46 до 50 миллионов и с 20 до 21 миллиона соответственно. Сюда перешла аудитория из заблокированных соцсетей.
Китайскую соцсеть TikTok напрямую не затронули ограничения, но поведение пользователей в ней изменилось. Большая часть аудитории из России потребляет архивные видео, записанные до ограничений. Ежедневная посещаемость сервиса от этого почти не изменилась — около 31 миллиона. Возможно, пользователи, генерирующие подавляющее большинство легкого развлекательного контента, попросту заняты более насущными проблемами и собственными переживаниями, а блогеры не вкладываются в разработку нового контента и заняли выжидательную позицию.