Оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрий Шостакович переписывал несколько раз. Она была названа антинародной, два раза попадала под запрет и на тридцать лет ушла со сцен советских театров.
Ведь разлитая в музыке оперы обжигающая эротика бросалась, если так можно выразиться, в уши. Она была особенно приметной на фоне с давних пор присущей русской культуре сдержанности при отображении сексуальной стороны любовных чувств.
Любовь была тогда для Шостаковича на первом плане - как раз в это время бурно развивались отношения композитора с его будущей женой Ниной Варзар, весьма независимой, гордой и сильной женщиной. Опера “Леди Макбет Мценского уезда”, законченная Шостаковичем в конце 1932 года, посвящена именно Нине.
В своей опере Шостакович “жаждал по-новому воссоздать тему любви, любви, не признающей преград, идущей на преступление, внушенной, как в гетевском “Фаусте”, самим дьяволом”. Героиня одноименной повести Лескова поразила композитора неистовством своей страсти.
Однако Лесков к своей Катерине относится с ужасом. У него она еще и мешающего ей ребеночка-наследника душит. Дмитрий Шостакович это убийство выкинул, и не случайно: его задача — оправдать Катерину.
На одном из обсуждений оперы, когда Шостаковичу сказали: “Вашу оперу следовало бы назвать не “Леди Макбет…”, а “Джульетта…” или “Дездемона Мценского уезда”, — композитор с этим охотно согласился. Партия Катерины в опере единственная лишена и тени гротеска и издевки.
Оправдываете ли вы для себя Катерину Измайлову? Какое впечатление на вас произвела опера «Леди Макбет Мценского уезда»? Делитесь в комментариях.