Формирование графомоторных навыков — это важная часть развития ребёнка дошкольного возраста и его подготовки к школе. Для детей с ОВЗ это особо актуально, так как такие состояния, как дизартрия разной степени тяжести, переходящая в ДЦП, нарушение координации и прочее, затормаживают нормативное в плане возраста формирование навыков графомоторики.
Что такое графомоторный навык?
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и прочее.
Что нужно предпринять родителям, чтобы сформировать графомоторые навыки?
Главное, что необходимо сделать, это начать работу по формированию навыков как можно раньше. Но не стоит ожидать, что ребёнок начнёт писать сразу, как только возьмёт в руку карандаш. Начать нужно с малого: с лепки и взаимодействия с мелкими предметами. Например, сначала нанизываем на шнурок крупные бусины, постепенно уменьшая их диаметр, вплоть до бисера. Можно давать ребёнку играть с разномасштабными игрушками из шоколадных яиц «Киндер-сюрприз». Затем можно перейти к лепке — начать с простых геометрических фигур: шара, блинчика, колбаски и пр. В результате таких несложных манипуляций укрепляется мелкая мускулатура рук.
Следующий этап занятий — рисование пальчиковыми красками. Если таковых дома нет, можно использовать акварельные краски или гуашь. Работа начинается с рисования одним пальцем. Для этого ребёнка нужно научить захвату руки, чтобы указательный палец был свободен и имитировал предмет для письма. Пальцем захватываем краску и рисуем.
Сначала лист бумаги может быть большого формата А2, затем формат уменьшаем до А5 — размера тетрадного листа. В процессе рисования сложность элементов постепенно увеличивается. Так, если сначала ребёнок начинает с хаотичных мазков, то заканчивает углами и петлями.
Постепенно нужно учить ребёнка брать кисть и рисовать ею. На смену кисти приходят мелки и карандаш. Ручкой дети начинают пользоваться только в школе, а в случае сложных патологий продолжают пользоваться карандашом или маркером.
Если ребёнок не хочет рисовать пальцами, можно предложить ему ватную палочку. Это отличный приём. Родители могут самостоятельно сделать большую палочку, накрутив в двух сторон вату на тонкую веточку или палочку для суши. Чем сложнее нарушение моторики, например тяжёлая степень дизартрии или ДЦП, тем крупнее должны быть палочка и лист бумаги.
Упражнения и игры на развитие графомоторных навыков
«Куда указывают стрелки». На плакате нарисованы стрелки, педагог просит ребенка показать направление, которое указывает каждая стрелка.
«Вниз по реке». Необходимо нарисовать волнистые линии, которые расположены на близком расстоянии друг от друга – это извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести корабль так, чтобы он не задел берега. Делать это нужно, не отрывая карандаш от бумаги, точно следуя изгибам импровизированной «реки».
«Раскрась правильно». На листе бумаги нарисованы контуры пяти домиков, задача ребёнка – раскрасить карандашом определенного цвета тот домик, который скажет педагог (красным – второй дом слева, синим – третий дом слева и т.д.).
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #реабилитациядетей #лечениереабилитация