21 марта 1984 года АПЛ проекта 671, осуществляя слежение за американской ударной группой в Японском море, во время всплытия для уточнения надводной обстановки пропорола днище американского авианосца «Китти-Хок» на протяжении 40 м. Манёвры ВМС СШA были свёрнуты.
Тому предшествовали следующие события. В начале марта 1984 года в Японское море зашла авианосная ударная группа (АУГ) ВМС США в составе авианосца и 7 боевых кораблей охранения для проведения плановых учений с высадкой десанта на побережье Южной Кореи. Для наблюдения за потенциальным противником в море вышли АПЛ "К-314" и БПК «Владивосток». Командовал "К-314" капитан 1-го ранга А.М. Евсеенко, поход обеспечивал командир дивизии капитан 1-го ранга А.А. Белоусов.
На седьмые сутки похода "К-314 установила" гидроакустический контакт с американскими кораблями. Ночью лодка всплыла на перископную глубину и, не обнаруженная, «висела» так более часа. Определив элементы движения АУГ, командир дал команду на погружение. Слежка продолжалась более двух суток, когда гидроакустический контакт с американцами был потерян.
21 марта около 23:00 акустик доложил о прослушивающихся шумах. На классификацию цели ушло около 30 минут, затем Евсеенко решил всплыть под перископ и уточнить обстановку. На глубине 10 метров командир увидел справа «аэродром огней». И тут лодку потряс страшный удар, через 5-7 секунд – второй. На приказ «Осмотреться в отсеках!» из седьмого доложили о биении гребного вала. Командир дивизии дал команду всплывать в позиционное положение, но Евсеенко вполне резонно возразил, что командует лодкой он, и приказал перейти на резервный двигательный комплекс.
Когда на рассвете АУГ исчезла вдали и остался лишь один сторожевик, который шёл за лодкой до самых территориальных вод СССР, "К-314" наконец всплыла, и командир попросил подошедший «Владивосток» осмотреть корму. Перед глазами изумленных моряков предстала удручающая картина: гребной винт с обломанными лопастями висел как-то неестественно, под углом к корпусу. Позже, после постановки в док, выяснилось, что гребной вал между прочным и легким корпусом обломан!
Лодку взяли на буксир и повели в бухту Чажма, где она стала в док для ремонта. Уже к концу лета ремонт был закончен, и 21 августа "К-314" вышла на ходовые испытания, а в сентябре ушла в Индийский океан на боевую службу, правда, уже с другим командиром – Евсеенко был снят с должности.
А вот авианосцу повезло меньше – винтом и рулями "К-314" пропорола ему днище на протяжении 40 метров, и он, оставляя за собой пятна мазута, еле дополз до японского порта и также стал в док на ремонт.
АПЛ "К-314" проекта 671В «Ёрш» (по классификации НАТО «Victor 1») относится к классу так называемых подводных лодок-киллеров. Их создание было обусловлено появлением ракетных подводных крейсеров и необходимостью борьбы именно с подводными лодками, хотя не снимались и традиционные для торпедных ПЛ задачи. В США первая такая лодка, SSN-597 «Таллиби», вступила в строй осенью 1960 года, а с 1962 по 1967 гг. флот пополнился еще 14 более мощными АПЛ – типа «Трешер». АПЛ "Ёрш" в составе ВМФ СССР с 1966 года.
Уже 25 марта 1984 года мир облетела сенсационная и устарашающая новость – дерзкая советская атомная подводная лодка всплыла в центре авианосной ударной группы ВМС США и... протаранила авианосец "Kitty Hawk".
Холодная вoйнa была в самом разгаре.
Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.
Больше записок подводника читайте здесь.
———————————————————————
Книги автора канала на бумажном носителе с автографом можно приобрести, обратившись любым удобным способом к редактору канала по телефону +79214287880 Светлана
———————————————————————
Либо заказать "Книгу по требованию" на следующих ресурсах:
bookvoed Riderо́ OZON AliExpress AMAZON ЛитРес wildberries Читай-город
———————————————————————