Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Про чайные клиперы многие слыхали. А про опиумные?

Попалась мне на глаза картина британского художника Уильяма Хиггинса "Опиумный клипер "Сильфида" и спасённый шлюп "Клайв":

Что ещё за опиумный клипер? - до сих пор этот термин мне как-то на глаза не попадался. Взялся разбираться - и вот ещё изображение, прямо с подписью:

-2

Есть другое изображение этого опиумного клипера "Водяная ведьма", у китайского побережья в 1856 году, а построен он был в 1831-м в индийском Киддерпоре:

-3

Так что же это за корабли? История довольно интересная и достаточно некрасивая.

Для начала надо окунуться в обстановку тогдашней торговли с Китаем. Ещё в 18 веке в Европе вошли в моду товары из Поднебесной - шёлк, фарфор, все эти лакированные шкатулки, ширмы, веера, изделия из нефрита, вплоть до экзотических собачек. А потом пришла пора чая, на который особенно подсели англичане.

И за все эти товары китайцы требовали оплаты серебром. А что могли предложить на тот момент те же англичане, за исключением хлопка, свинца и олова? А ещё итальянцы сумели проникнуть со своими изделиями из стекла и русские с мехами. В остальном в Китае своего хватало, чтобы покрыть все нужды. Китайский император Цяньлун писал английскому королю Георгу III: «У нас есть всё, что можно пожелать, и нам не нужны товары варваров».

Сама же организация внешней торговли выглядела весьма своеобразно - полная монополия государства. Существовали лишь два места, где могли торговать европейцы: Кантон, ныне Гуанчжоу и Макао. В Кантоне торговля осуществлялась сезонно, там можно было находится с октября по март, всё остальное время фактории закрывались, и все европейцы выгонялись в Макао.

В то время монополию на торговлю с Китаем со стороны Британии имела Ост-Индская компания. А раз вы имеете монополию, то и торговать будете, имея в виду лишь свою выгоду. И значит, стремиться минимизировать затраты, перевозя как можно больше на каждом корабле, известным тогда под названием "Ост-Индские". К 1800-му году такие корабли могли брать на борт до 1200 тонн груза.

Схема торговли китайским чаем обычно заключалась в том, что эти корабли отплывали из Великобритании в январе, огибали мыс Доброй Надежды и прибывали в Китай в сентябре, как раз к открытию торговли в Кантоне.

Они загружали чай и снова отправлялись в путь, и, в зависимости от ветра и погоды, стремились вернуться в Британию к следующему сентябрю. Таким образом, даже при благоприятных условиях плавания путь туда и обратно занимал почти два года, а если бы что-то пошло не так, это могло занять намного больше времени.

Ящики с чаем покрывали свинцом, корабельные трюмы тщательно задраивали, но все равно чай неизбежно отсыревал. К тому же, попав в Лондон, товар отнюдь не сразу оказывался у потребителя. Ост-Индская компания, которая имела монопольное право ввозить чай в Англию, по закону была обязана держать на складах годовой его запас. Естественно, компания в первую очередь старалась сбыть старый чай, так что новому приходилось дожидаться своей очереди не меньше года.

Но и это еще не все. На корабли в Кантоне грузили отнюдь не свежесобранный лист. Собирают его в 4–5 приемов с мая по август (каждый следующий урожай дает листья более низкого качества). Учитывая, что основные плантации находились в 500–600 км от Кантона и доставка велась в основном по суше носильщиками, основная масса чая прибывала в порт в период, когда судоходный сезон, который определяли муссоны Южно-Китайского моря, уже заканчивался, и товар почти на год оседал в портовых складах. Иными словами, чай попадал в английский заварочный чайник года через три после того, как он был собран где-нибудь в горах провинции Фуцзянь.

-4

Тем временем дисбаланс в торговле рос, серебро утекало из Британии и надо было что-то делать. Выход был найден гениальный - надо предложить китайцам такой товар, от которого они не смогут отказаться, и им оказался опиум, выращиваемый в индийской Бенгалии. Что значит - не смогут отказаться? Конечно, правительство Китая пыталось бороться с ввозом наркотика - ну так все правительства пытаются, а наркотики вполне себе присутствуют на подпольном рынке.

К тому же на тот момент и значительная часть китайских чиновников, и военных подсели на опиум, борьба с ним делалась неравной. Дурь стала завозиться англичанами в страну тысячами тонн и плата за неё взималась также в виде серебра.

Курение опиума. 1837 год.
Курение опиума. 1837 год.

По мере роста опиумных поставок объем серебряной выручки начал ощутимо превышать потребности чайной торговли. И корабли компании стали вывозить из Поднебесной не только чай, но и серебро. Теперь уже не Китай высасывал драгоценный металл из британской экономики, а, наоборот, Британия — из китайской. Причем для Китая такой отток был значительно более чувствительным, поскольку других источников поступления серебра страна практически не имела (собственная добыча была незначительной). Возникли проблемы с внутренней торговлей, нечем было выплачивать жалованье государственным служащим.

Поскольку, как выше сказано, в тех местах существуют сезонные муссоны, которые затрудняют судоходство под парусами, а опиум надо возить в любое время года, в восточной Индии начали строиться особые корабли, которые наряду с быстроходностью обладали способностью ходить практически против ветра. Вот их и стали называть опиумными клиперами, такими, как "Водяная ведьма".

Как пишется, это были ещё не настоящие чайные клипера, которые появились позже. В 1834 году Ост-Индская компания потеряла монополию на торговлю с Китаем. Появились конкуренты, а конкуренция в немалой степени двигатель прогресса. Вот тогда и вышли на сцену корабли, которые могли доставлять в Британию чаёк за считанные месяцы. Прототипом послужили американские клипера, начавшие возить чай и в Англию, но потом англичане спохватились, начали строить аналогичные и вытеснили янки.

Эти корабли могли добираться из Китая до Британии за три месяца, привозя свежайший чай. Во второй половине 50-х годов начались знаменитые гонки чайных клиперов, но продолжались они недолго. В 1869 году открылся Суэцкий канал, в четыре раза сокративший путь из Китая. Парусники не могли пользоваться им из-за проблем с маневрированием. На сцену вышли пароходы.

А опиумные клиперы продолжали трудиться между Индией и Китаем. Попытки властей Китая избавиться от этой напасти привели к двум так называемым "опиумным войнам". Культурные европейцы отвоевали "право свободной торговли" и ещё десятки лет пили чай, оплаченный здоровьем и жизнями бесчисленного количества безвестных китайцев.

..........................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь