Всем привет, продолжаем тему, начатую здесь. Как помнят завсегдатаи, мой основной источник дохода - литературная редактура готовых рукописей. Вырубаю пером, что написано топором. Услуги свои не рекламирую по той причине, что в своих кругах известен, и работы хватает. (Но при этом всегда открыт для любых предложений.)
Что же я узнал за последние лет десять этой деятельности?
1. "Писателей" много... реально много
Раньше мы жили в самой читающей стране мира (говорят, титул отошёл к Индии), а нынче - в самой пишущей. Пишут буквально все обо всём. Блогер набрал 100 000 подписчиков - надо книгу писать. Женщина героически победила рак (точнее, победили врачи, но кого это волнует?) - надо книгу писать. Мужчина выиграл судебный процесс по разводу... ну, вы поняли. Про многочисленные любовные романы, "психологическую" (строго в кавычках) прозу, шаблонное фэнтези даже и говорить не стоит.
И вот реально - зачем? Быстрой славы искать?
Выступал тут позавчерась перед старшеклассниками в одной школе. Спрашиваю: "Кто знает Захара Прилепина?" Тишина. "Хорошо, а кто знает Влада А4?" (блогер). Лес рук.
Тогда, может, люди надеются баснословные гонорары заработать?
Об этом стоит подробно рассказать в следующем пункте.
2. Денег здесь нет
Причём, по обе стороны баррикад. Мы, литературные редакторы, привыкли оперировать небольшими суммами: 20, 30 тысяч за правку рукописи (это в рублях), ну никак не больше 50-ти. Цена обычно договорная, я лично исхожу из финансовых возможностей заказчика. Есть и постоянные работодатели в лице литературных агентств, с фиксированными расценками.
Особняков и яхт не покупаю, но имею возможность работать из дома, сидя за кухонным столом в подштанниках. И то дело.
Так вот, я вам скажу, то же самое относится и к писателям: миллионов вы на книгах не заработаете. Не в нашей стране - точно.
Знаю автора книг про успешный успех, продающихся стотысячными тиражами, так он в лучшие времена получал авторские отчисления в размере 30 тысяч рублей ежемесячно. Конечно, в среднем по стране люди и таких-то денег не видят, особенно бюджетники, но мы-то хотим миллионов...
Справедливости ради: преуспевающие писатели есть, но! Во-первых, их немного, буквально единицы. Во-вторых, зарабатывают они разными способами: продажа прав на сценарии, литературные премии, гранты, гонорары за участие в мероприятиях, блогерство, "торговля лицом" и т.д.
О том, чтобы издать книгу и проснуться богатым, можете сразу забыть. И вот почему:
3. Средний уровень рукописей невысок
Конечно, среди графоманских произведений попадаются подлинные жемчужины:
Заглянув в холодильник, я увидела, что в нем присутствует почти все, что можно в нем хранить.
Он был высок и хорошо сложен, серые глаза тревожно озирались по сторонам.
Поэтому она просто обустроилась под нежным солнцем Калифорнии и начала постепенно рожать детей.
Читать это безумно смешно, но... Правда жизни такова, что большинство рукописей не плохие, не смешные, не убогие, а просто никакие. Читаешь - и вроде бы формально придраться не к чему. Написано грамотно, "что автор хотел сказать" - понятно, некое подобие сюжета имеется, всякие там эпитеты-фигитеты. А мелкие недочёты можно исправить, для того и работаем.
Но... не торкает. Ничего особенного. Просто ещё одна книга в своём жанре, одна из многих. И с этим уже ни один редактор ничего не сделает.
Отсюда логически следует следующий пункт.
4. Ваша личная "планка качества" неизбежно понижается
Выражаясь иначе, вы начинаете проще относиться к популярному чтиву, безо всякого снобизма. Если раньше вы говорили: "Да чтоб я после Льва Толстого детективчики читал - да никогда!", то теперь, вынужденно читая эти детективчики по работе, скажете: "А неплохо, увлекательно. По крайней мере, интереснее большинства рукописей, с которыми приходится иметь дело".
И всё б ничего, жить можно, если бы не пятый пункт.
5. Вы уже не можете себе позволить читать и писать бесплатно
Помните анекдот?
Приезжает мужик в Ялту на отдых. Выходит на пляж.
Смотрит, а в нескольких метрах от него лежит прекраснейшая женщина.
Одна лежит, никого вокруг нее нет. Мужик подходит к ней и спрашивает:
- Простите, а почему такая прекрасная женщина и одна?
- Мужик, вот ты кем работаешь?
- Токарем на заводе!
- Вот представь, приезжаешь ты на отдых, а вокруг тебя станки, станки...
В моём случае, если я хочу почитать просто для удовольствия, помогают аудиокниги во время пробежки и воспетое Васей Шумовым чтение в транспорте.
Хуже с собственным творчеством. Когда проводишь весь день за чужой писаниной, на свою не остаётся ни сил, ни времени. Да и стимула особого нет, ибо (см. пункт 2).
Кстати, в этом году должна выйти вторая часть моего хоррор-романа "Хозяева", креативно названная мной "Гости". Аванс уже получен (сумма, как вы догадываетесь, астрономическая.)
Краткое содержание первого романа - тут (композиция, написанная мной для аудиоверсии):