(Авторская разработка практического занятия для студентов третьего курса)
Продолжительность: 3 часа.
Форма организация деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
- знать: виды грамматических упражнений;
- уметь: определять виды грамматических упражнений, дифференцировать грамматические упражнения по степени сложности для сильных, средних и слабых учеников.
Средства обучения: записи в рабочих тетрадях.
Источники информации: учебники русского языка УМК «Школа России», «Перспектива».
Вводный инструктаж: показ алгоритма рассуждения при определении видов грамматических упражнений.
Задание № 1.
В учебнике УМК «Перспектива» «Русский язык» 3 класс, часть 2 (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) на с. 4–12 ознакомьтесь с темой «Род имён существительных». Найдите грамматические упражнения и определите их вид, заполните Таблицу 1.
Письменно ответьте на вопрос: «Какое из данных упражнений является самым простым, а какое – самым сложным? Почему?»
Задание № 2.
В учебнике УМК «Школа России» «Русский язык» 3 класс, часть 2 (авт. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) на с. 25–30 ознакомьтесь с темой «Род имён существительных». Найдите грамматические упражнения и определите их вид, заполните Таблицу 2.
Письменно ответьте на вопрос: «Какое из данных упражнений является самым простым, а какое – самым сложным? Почему?»
Задание № 3.
В учебнике УМК «Школа России» «Русский язык» 3 класс, часть 2 (авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова) на с. 64–73 ознакомьтесь с темой «Род имён существительных». Найдите грамматические упражнения и определите их вид, заполните Таблицу 3.
Письменно ответьте на вопрос: «Какое из данных упражнений является самым простым, а какое – самым сложным? Почему?»
Задание № 4 (для внеаудиторной самостоятельной работы).
Используя материал предыдущих таблиц и вышеназванные учебники русского языка, заполните сравнительную Таблицу 4.
Задание № 5 (для внеаудиторной самостоятельной работы).
Сравните результаты в Таблице 4 и выполните письменный анализ данных в тетради.
Форма отчёта (для заданий №№ 1–3):
- таблицы в тетради.
Форма отчёта (для заданий №№ 4–5):
- таблица и текст анализа в тетради.
Критерии оценивания
Задания №№ 1–3 оцениваются следующим образом:
«5» – без ошибок;
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий;
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий;
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Критерии оценки сравнительной таблицы
Оценка «отлично»:
- работа выполнена полностью;
- проявлены умения анализировать учебную литературу.
Оценка «хорошо»:
- работа выполнена полностью, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя;
Оценка «удовлетворительно»:
- работа выполнена правильно, не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе работы, которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно»:
- правильно выполнено менее 1/2 работы;
- допущены две (и более) существенные ошибки в структуре работы, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя.
Критерии оценки текста анализа:
- единство темы (не уходить в сторону от выбранной темы);
- развёрнутость (в тексте должен содержаться ответ на вопрос);
- точность мышления (подразумевает точность в отражении фактов действительности мыслью и точностью отражения мысли в слове);
- смысловая завершённость (проявляется в ощущении, что цель автора текста достигнута, нельзя в конце текста вводить новую мысль или оставлять мысль незавершённой).
3 балла – текст соответствует двум критериям;
4 балла – текст соответствует трём критериям;
5 баллов – текст соответствует всем критериям.