У меня есть свой бизнес - два бара в Москве. Так что я прямо на своем примере попробую объяснить.
Я как предприниматель, конечно, хочу зарабатывать на своем бизнесе и хочу, чтобы он рос.
Делать бизнес сложно, честно скажу. Даже такой веселый и простой бизнес, как бары-рестораны - это реально сложное дело.
Один из наших баров работает отлично и приносит постоянно прибыль. Он расположен не в самом центре Москвы, там демократичные цены, практически нет еды и бешеные вечеринки.
У этого бара моментально сложилась своя аудитория, арендная плата небольшая. Прибыль хороша. Шикарно.
Второй бар мы открыли на Маросейке. Там высокая аренда и формат заведения, как оказалось, более сложный - мы его открывали для более искушенной публики, изобретали дорогие авторские коктейли и модную кухню.
И оказалось, что все прекрасно, люди бар полюбили, но прибыли почти нет.
Затраты слишком большие на весь этот люкс.
И бизнес вести сложнее: надо измудряться и привлекать людей в заведение днем, нужно то ли удерживать людей, чтобы они долго сидели и ели и пили, или наоборот стараться сделать так, чтобы они быстро выпили по коктейлю и ушли, и через бар за вечер проходило как можно больше народу.
Нужно выдумывать супер-специальные мероприятия.
Нужно персонал обучать так, чтобы в наших барменов влюблялись и шли на них как на мед.
Куча дел.
При этом хочется себе дивидендов.
И хочется уже третий бар.
Я предприниматель. Я жадна до роста.
И авантюрна. Мы такие все.
Для нас задача - настроить работу второго бара так, чтобы он тоже был такой же прибыльный, как первый - это скучновато.
Если у меня сейчас будет возможность пойти и взять дешевый кредит без особых проволочек, то я пойду и возьму его.
И открою третий бар.
Я забью на то, что второй работает плохо.
Я не буду оптимизировать его работу.
У меня будет возможность попробовать еще раз на третьем баре - может он сам собой хорошо заработает.
А если я уверена, что мое государство будет давать мне кредиты бесконечно (а именно это происходит в Америке), то я вообще не буду париться: взяла кредит, запустила хреновый бар, освоила деньги, потратила их направо и налево. Пошла за следующим.
Мне вообще не надо, чтобы бар был прибыльный.
Потому что процент по кредиту в районе нуля.
Ответственности ноль.
И кредитами можно компенсировать не просто нулевую доходность как у моего второго бара, а можно убытки ими прикрывать.
А у меня в России нет возможности брать халявные кредиты.
Поэтому я иду и работаю, докручиваю сервис в баре, выдумываю мероприятия, пробую разную кухню, разные варианты посадки, разную музыку - выжимаю из имеющихся у меня ресурсов максимум.
И в результате получается.
Бизнес начинает работать хорошо, создается добавочная стоимость, у меня появляется прибыль.
Накапливаются свои деньги.
И только тогда я могу открыть третий бар.
Мне некуда деваться.
Вот она разница.
Отсутствие дешевых денег заставляет меня добиваться эффективности.
Это и есть поджарый бизнес.
И это эффект я постоянно вижу на своих клиентах-предпринимателях.
Эффективность западных компаний - это миф.
Притом бытовой.
То есть так думают только люди никак не связанные с экономикой.
Все, кто когда-нибудь работал с западными гигантами, читал их отчетность, видел доходность их акций, тот своими глазами видел, что такое компания-зомби.
Американские компании заливаются кредитами с 70х годов прошлого века. Они гнилые полностью.
Это как у наших гигантов, торгующих ресурсами, есть болезни, связанные с тем, что они собственно торгуют ресурсами. Но на эти компании давит государство, забирая у них лихие деньги налогами.
Вот такая история.
Почему дешевые кредиты делают из компаний зомби
2 минуты
6 прочтений
20 марта 2022