Найти тему
КиноИнтрига

Японский «Идиот»: фильм Акиры Куросава считается лучшей кинопостановкой романа Достоевского

Приветствую вас, уважаемые читатели, на канале о кино «Киноинтрига»!

Экранизаций бессмертного, не побоюсь этого слова, романа Ф.М. Достоевского в мировом кинематографе 11.

Самыми знаменитыми считаются фильмы Акиры Куросавы (1951) и, через семь лет снятая Иваном Пырьевым правда только первая часть романа (1958).

В России любят именно фильм Пырьева. Я же с большим удовольствием смотрела фильм Акиры Куросавы и хочу же высказаться по поводу того, что меня поразило в фильме.

Я всё-таки невольно сравнивала его с нашими постановками и не могу сказать, что у Куросавы получилось хуже, чем у наших. Это другой фильм, с другим посылом и смыслом. Он, не обычный для меня, я раньше, кроме фильмов Джеки Чана, «Паразитов» и «Поезда в Пусан» не смотрела азиатское кино.

Поразило с первых кадров, что Куросава, в традициях театра Кабуки, поясняет кто есть, кто вставками текста.

Камедо – настоящий хороший человек, другим кажется идиотом; Акама (Рогожин) – подвержен страстям; Каямо (Ганя) – слабый человек; Аяко (Аглая) – упрямая, дерзкая и злая, как её мать. Роли раздали и обозначили.

Для европейского кино, где зритель сам решает, как относиться к героям, такой подход очень странный.

Кадр из фильма «Идиот». Источник  cranesareflying1.blogspot.com
Кадр из фильма «Идиот». Источник cranesareflying1.blogspot.com

Повторяющийся сон Камедо (Мышкина) о расстреле. Его сделали военным преступником, предателем, но оправдали буквально перед смертью. И потрясение от того, что ждёшь смерти, смирился с ней, неоднократно «перебрал по кирпичикам» и проанализировал свою и вот остается несколько минут до смерти и тебя помиловали. Нервное потрясение и как следствие «помутнение» рассудком и Камедо становится идиотом. Хотя Камедо всё время называют идиотом, и он сам подтверждает, что болен, но в разговоре с Аяко говорит, что сам не верит в свою болезнь, просто он странный.

Это не просто сцена. Это часть жизни Достоевского. Федор Михайлович был приговорен к расстрелу, но в последний момент его заменили каторгой. Товарищ Достоевского, который должен был быть расстрелян вместе с ним, сошел с ума. Режиссер долго готовился к экранизации, прочитал не только произведения Федора Михайловича, но и изучил его биографию. Поэтому именно такое объяснение дано «идиотизму» японского Мышкина, более понятное для менталитета страны Восходящего солнца.

Кадр из фильма «Идиот». Источник  www.alamy.com
Кадр из фильма «Идиот». Источник www.alamy.com

Я прочитала, что

«типическому японцу свойственна ориентация не на индивидуальные, а на коллективистские ценности. Быть независимым, оригинальным, непохожим на других – дурной тон. Худший из грехов – эгоцентризм. Жестко структурированное общество не одобряет личной инициативы, понуждая человека все время ощущать себя не единоборцем, а «членом команды». Для японца характерно определять свою идентичность через принадлежность к определенной группе. Нет ничего страшнее, чем подвергнуться остракизму».

Мне кажется, что именно поэтому Куросава делает акцент на болезни Камедо, а не на его непохожести и противопоставлению обществу, как у Достоевского.

Но непохожесть Камедо Акира Куросава показывает по-другому – он одет не так, как другие. Все в пиджаках, а он в куртке. Все в шапках, шляпах, а он с непокрытой головой.

Кадр из фильма «Идиот». Источник eyeswideshining.org
Кадр из фильма «Идиот». Источник eyeswideshining.org

Опять же непохожесть его показана через излишнюю для японца эмоциональность. Проявление чувств на людях, не свойственно японской культуре.

Интересно показана сцена с портретом Таэко Насу (Настасьи Филипповны), который находится в витрине фотоателье на ж/д станции. И когда Камедо и Акама смотрят на него, в отражении мы видим их, как любовный треугольник.

У Куросавы, зрителя заранее готовят к важным сценам – любовный треугольник Акама-Таэко – Камедо через отражение в витрине, к убийству Таэко Акамой говорит госпожа Оно за столом. И как подтверждение её слов с крыши «сходит» снег, как лавина с гор.

Важная, на мой взгляд, сцена в доме Таэко на её дне рождения – разговор Камедо и Таэко. Японский князь Мышкин сравнивает взгляд Таэко со взглядом человека, который долго терпел пытки. Учитывая прямолинейность высказываний, можно считать, что Таэко пережила не только нравственные пытки (подобно Настасье Филипповне), но и физические.

Кадр из фильма «Идиот». Источник  cranesareflying1.blogspot.com
Кадр из фильма «Идиот». Источник cranesareflying1.blogspot.com

Таэко, подбодренная поддержкой и обличает господина Тохата (Тоцкого) в издевательствах над ней. Меня поразило, что в отличие от русских фильмов, где с признанием Настасьи Филипповны для Тоцкого ничего не меняется, он так и остается уважаемым членом общества, для японского Тоцкого изменилось всё. После признания Таэко от Тохаты отвернулось общество и даже его друг Оно.

Что-то я разогналась, и статья получилась большой. А я только прошлась по первой серии. Но шедевр Куросавы заслуживает просмотра и разбора каждой сцены. Каждый жест, взгляд, одежда дополняют диалоги, а порой и говорят больше слов.

Очень рекомендую! Фильм Акиры Куросавы стоит того, чтобы его посмотреть.

-6