Найти тему
druzhinin audio

3. Зачем магнитофон в 2022 году? Nakamichi ZX-7: запись и воспроизведение. Какой тип ленты «лучше»

Один из самых распространенных стереотипов в аудио гласит: аудиокассета по качеству звука уступает даже mp3 с низким битрейтом. «Вы просто не умеете её готовить!»

На прошлой неделе на одном из аудио-форумов некий пользователь оставил сообщение: «Запишу интересующую вас музыку на MC или MD». На аудиокассету и минидиск, если по-русски. Реплика появилась в ветке, где обсуждался уход музыкальных стриминг-сервисов (Deezer, Spotify) и невозможность оплаты локальными картами сервисов, которые официально до России так и не добрались (ими, тем не менее, комьюнити вполне успешно пользовалось — Tidal, Qobuz и даже, прости господи, Amazon Music).

Прочитал, мысленно улыбнулся, закрыл форум. Однако не прошло и пяти минут, как в вотсап постучался мой давний знакомый — с запросом на запись аудиокассет. Запрашиваемый материал, правда, не имел ничего общего с «санкционкой». Но совпадение мне понравилось. И даже сподвигло на этот обзор (плюс 900 минут — 10 кассет х 90 минут — музыкального материала, до которого давно не доходили руки уши).

Не буду углубляться в саму тему стриминга. Хотя бы потому, что предпочитаю музыку не только слушать, но и иметь на физическом носителе у себя на полке. А файлы с «тяжелой» цифрой, Hi-Res PCM и DSD, на жестком диске — соответственно. И еще потому, что разочарование в стриминге пришло много раньше всей нынешней петрушки (почему — я планировал вывести в отдельном обзоре со сравнениями; однако тема, по всей вероятности, на какое-то время потеряла актуальность).

В общем, обладание твердотельной фонотекой внезапно заиграло новыми красками и смыслами. Это, конечно, не значит, что home taping вновь вернется к нам в том же масштабе, каким это явление было лет 30-ть назад. Но учитывая, что все последние годы западные маркетологи усиленно работали на продвижение «кассетной культуры» (а в рунете на этой ниве трудился еще и Павел Санаев), плюс аудиофильские лейблы ввели в оборот официальные издания на катушках (38 скорость на всю ширину ленты), не удивлюсь, если случится новый ренессанс.

Хотя тру-лентоводы никогда от магнитофонов не отворачивались. Даже мой кассетный детокс длился не более четырех лет, во второй половине 2000-х. Когда-нибудь я соберусь и напишу большую телегу о магнитофонах и аудиокассетах в моей жизни. Но сегодня — сугубо практичные вещи (постараюсь не увлекаться лирикой).

Как уже понятно из заголовка, тестировать я буду кассетную деку Nakamichi ZX-7 — свой личный экземпляр. Тест заключается в следующем: я записал один и тот же материал на ленты разных типов — первого (феррум), второго (хром) и четвертого (метал), а затем оцифровал получившийся результат, чтобы сравнить с исходной фонограммой. Ну, и между собой, разумеется.

-2
-3

При подготовке я руководствовался тем же принципом, что и при сравнении ЦАПов в предыдущих выпусках (кто еще не читал, полюбопытствуйте), а именно — корректное сравнение требует обеспечения равных условий для воспроизведения и последующей записи. Менялись только кассеты и настройки под них: калибровка под ленту и коррекция уровней (в +2 дБ по индикатору). Шумодавы не применялись.

В качестве тестовой фонограммы я вновь использовал композицию Kenichi Tsunoda Big Band «Take Five» (файл, напомню, скачан с Qobuz; его характеристики 24 бит 96 кГц — на запись он подавался именно в таком виде, без изменений). Захват с ленты производился интерфейсом Focusrite Scarlett 2i2 первого поколения (чип Cirrus Logic CS4272) в 24/96. Все дорожки были приведены к единому уровню громкости.

Референсный трек можно скачать по ссылке.

Spectral Frecquency Display / Adobe Audition CC 2017 for MacOS
Spectral Frecquency Display / Adobe Audition CC 2017 for MacOS

Дисклеймер! Тестовые треки не предназначены для коммерческого использования и распространения. После завершения теста вам следует удалить их с вашего устройства.

Тракт воспроизведения (цифра): MacBook Pro (включен в сеть без стабилизатора), плеер Audirvana 3.0.3, USB-изолятор iFi iDefender+, стоковый USB-кабель, ЦАП Loxjie D30 mk II (чип ESS Sabre ES9068AS), RCA-кабель McIntosh 2328 (реплика).

Тракт записи и воспроизведения (аналог): стабилизатор напряжения Штиль ИнСтаб 1000, понижающий трансформатор Штиль 1,0 кВА, кассетная дека Nakamichi ZX-7.

Тракт записи (цифра): стабилизатор напряжения Штиль ИнСтаб 1000, ноутбук HP, программа Adobe Audition CS5.5, RCA-шнур кастомный (на основе микрофонного кабеля Quik Lok Type 780), USB-кабель WireWorld Chroma 8, АЦП Focusrite Scarlett 2i2 (чип Cirrus Logic CS4272).

TDK D90 — первый тип (феррум)

-5

Sample

-6

Sony X II 90 — второй тип (хром)

-7

Sample

-8

Maxell MX 90 — четвертый тип (метал)

-9

Sample

-10

Как я сравниваю

На слух, при прослушивании на АС, используя нарезку из хуков, смонтированную в аудио-редакторе. Не забываю при этом заглядывать во вкладку Spectral Frecquency Display, чтобы подтвердить слуховой опыт частотным графиком.

Вот так выглядит нарезка хуков:

Слева направо: оригинал, 1-й тип, 2-й тип, 4-й тип
Слева направо: оригинал, 1-й тип, 2-й тип, 4-й тип

Скачайте для самостоятельного прослушивания

Результаты сравнения

Уже традиционно на этом месте я предлагаю читателю остановиться, скачать треки и самостоятельно провести сравнение (чтобы получить свой непредвзятый опыт без оглядки на мои впечатления).

Тракт для прослушивания: стабилизатор напряжения Штиль ИнСтаб 1000, понижающий трансформатор Штиль 1,0 кВА, усилитель Victor A-X1000, АС Vandersteen Model 2Ce Signature II, акустические кабели Proel (сечение 4 «квадрата», bi-wiring), RCA-кабель McIntosh 2328 (реплика), USB-кабель WireWorld Chroma 8, ЦАП Loxjie D30 mk II (чип ESS Sabre ES9068AS), USB-изолятор iFi iDefender+, «железо» и софт MacBook Pro, Adobe Audition CC 2017.

Результат оказался для меня очевидным. Наиболее близкими к исходной фонограмме оказались ленты 2-го и 4-го типа. Причем 4-й повторил всю цифровую «сухость» оригинала, тогда как 2-й эту «сухость» несколько сгладил. На слух разница ничтожна даже в сравнении с оригиналом — и будет заметна только натренированному уху. Графики показывают отличия в ВЧ, но в том диапазоне, который мы уже не слышим.

Лента 1-го типа тоже показала неплохой результат. Особенно если учесть, что её основное предназначение, как считается, — это запись речи. Разницу с исходником уже можно не только увидеть на графике, но и услышать: здесь подчеркнуты средние частоты, что вполне удачно «маскирует» спад по ВЧ (опять же за пределами слышимого диапазона) и НЧ. Динамика слегка смазана, зато никакой цифровой «сухости» нет и в помине. Сама лента значительно шумнее своих более прогрессивных собратьев.

Естественно, все выше сказанное является субъективной оценкой.

Какой тип ленты «лучше»

Лично для меня приемлемыми являются все три варианта. Собственно, все они представлены в моей коллекции фонотеке. Но если нужно непременно выбрать какой-то один «лучший» тип ленты, то безусловно я отдам предпочтение «хрому». Хотя и не буду скрывать, что наибольший кайф получаю от записей на 1-ом типе, несмотря на самый высокий уровень шума самой ленты.

Кстати, о шуме. Давайте сравним его тоже:

Слева направо: 1-й тип, 2-й тип, 4-й тип
Слева направо: 1-й тип, 2-й тип, 4-й тип

Скачайте для самостоятельного прослушивания

Совершенно неожиданно для меня хромовая лента оказалась самой «тихой». Обычно пальма первенства у 4-го типа. Наверное, выбранный для теста «метал» оказался подуставшим. Такое бывает, все-таки лентам уже не один десяток лет. Да и я, признаюсь, не особенно старался при подборе кассет. Взял первые попавшиеся под руку…

Вполне допускаю, что новые ленты (new-old-stock) могут оказаться куда лучше, чем экземпляры из этого теста. Надо будет попробовать.

С другой стороны, проведенный эксперимент наглядно показывает, что ленты б/у более чем пригодны для новой записи. Не стОит воротить от них нос.

И последнее — один из самых распространенных стереотипов в аудио гласит: аудиокассета по качеству звука уступает даже mp3 с низким битрейтом. Из спортивного интереса можете пережать исходник из этого теста до 128-192 kbps — и сравнить результаты.

Причины появления этого стереотипа понятны: в те далекие годы, когда кассеты были самым массовым носителем, редко кому удавалось раскрыть весь потенциал формата. В основном же в домах стояли бюджетные музыкальные центры или магнитолы. Пиратские кассеты тиражировались на советских деках типа «Маяк» (сигнал выше 18 кГц они прописывать не могли чисто физически, да и эта паспортная характеристика теперь вызывает сомнение), а лицензионные — отписывались на дубликаторах в режиме hi-speed (обе стороны в один прогон — там верхняя планка ограничивалась уже 15 кГц, а знающие люди говорили, что после пары десятков тысяч кассет она опускалась уже до 10-12 кГц). Да и вряд ли всё это хозяйство обслуживалось должным образом — часто в продаже встречался откровенный брак. Большой удачей было сделать запись с компакт-диска или виниловой пластинки. В остальных же случаях в домашних условиях приходилось довольствоваться копированием с пираток или даже с копии копии. Отдельная история — само качество ленты. Хорошо помню муки выбора: взять один фирменный «хром» или (за те же деньги!) четыре отечественные ECP...

Всё это в совокупности, конечно, никак не способствовало становлению репутации аудиокассеты как источника качественного аудио. «Гремит, скрипит, шипит, вопит», — пел Илья Лагутенко в песне «Кассетный мальчик». Именно такой кассета и вошла в сознание широких масс.

***

Подписывайтесь на канал, делитесь в соцсетях понравившимися материалами и ставьте лайки :) С удовольствием отвечу на ваши вопросы. А через неделю запилю обзор USB-изолятора iFi iDefender+, который уже анонсировал ранее.

До новых встреч. И всем мира!

***

Другие публикации канала:

1. Введение в блог. Сравнение ЦАПов. Yamaha, S.M.S.L., Loxjie. Новый чип ES9068

2. Сравнение ЦАПов — продолжение. Audio-GD, Motu. Субъективный рейтинг. USB-изолятор iFi iDefender+