Автор Том Вандер Арк
«Поэтому нынешний кризис — это не просто кризис отдельных лиц, правительств или социальных институтов; это переход планетарного масштаба. Как отдельные личности, как общество, как цивилизация и как планетарная экосистема мы приближаемся к поворотному моменту».
- Фритьоф Капра, «Поворотный момент», 1982 г.
Сорок лет назад физик Фритьоф Капра заметил поворотный момент в человеческой цивилизации. Он рано заметил «упадок патриархата, конец эпохи ископаемого топлива и сдвиг парадигмы, происходящий на закате чувственной культуры».
Поворотные точки (и переломные точки, популяризированные Гладуэллом) сигнализируют о моментах, когда происходят решительные изменения или когда системные изменения становятся неизбежными. Поворотные моменты бросают вызов старым предположениям и требуют нового мышления, а когда мир меняется, они требуют новых навыков и нового учебного опыта.
За последние несколько лет мы достигли (как минимум) шести поворотных моментов:
1. Глобальное инфекция. Инфекция быстро приобретает пандемический характер. Наш вид впервые испытывает глобальное заражение в области здравоохранения, экономики, климата и средств массовой информации. Мем, микроб, экономическая паника теперь распространяется по всему миру за дни или даже часы.
Мир информационного века был VUCA (изменчивым, неопределенным, сложным и неоднозначным), пришло время добавить H для гиперсвязности (VUCAH).
2. Климатическая адаптация. Пятый годовой отчет 5 Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) в 2014 году ознаменовал научный консенсус в отношении климатического кризиса и проложил путь к Целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций в 2015 году.
Новое обновление МГЭИК предполагает, что смягчения последствий будет недостаточно, чтобы избежать катастрофического потепления — нас ждут десятилетия адаптации к жаркой и нестабильной планете.
3. Новый мировой порядок. Боевые действия России в Украине (а также отношение Китая к Гонконгу и угрозы Тайваню) сигнализируют об окончании эпохи после холодной войны с антизападной авторитарной осью.
Санкции в отношении России и Китая означают конец сотрудничества, когда оно больше всего необходимо для решения общих проблем, включая климатический кризис.
4. Вездесущий искусственный интеллект. В «Мастер-алгоритме» (2015) Педро Домингос сказал: «Мы живем в эпоху алгоритмов… [они] есть в каждом закоулке цивилизации». Это был один из первых сигналов о том, что каждая процедура, основанная на правилах, автоматизируется и что каждый сектор становится все более сложным. Семь лет спустя работа в большинстве секторов выполняется разными командами, работающими над новыми проблемами с использованием интеллектуальных машин. В то время как умные инструменты приносят ценные преимущества, они усиливают неравенство и через социальные сети, основанные на рекламе, делают нас глупыми и подлыми.
5. Синтетическая биология. Уолтер Иссаксон, автор книги «Взломщики кодов», утверждает, что Холодная война была связана с атомами, Информационная эра — с битами, а следующие 40 лет будут связаны с генами.
С момента картирования генома человека почти два десятилетия назад прогресс в синтетической биологии ускорился благодаря неуклонному прогрессу в редактировании генов и заметным недавним успехам в вакцинах против COVID с мРНК. Синтетическая биология продолжит улучшать здоровье и продолжительность жизни, одновременно поднимая новые вопросы этики и доступа.
6. Общественный договор. Письмо генерального директора BlackRock Ларри Финка генеральным директорам (2015 г.) знаменует начало капитализма 2.0, перехода от погони за квартальной прибылью к долгосрочному взгляду, оценке заинтересованных сторон и учету устойчивости.
Все большее число инвесторов рассматривают не только доходность, но и воздействие. Пандемическая помощь сигнализирует о будущем с более прочным общественным договором. Большая отставка сигнализирует о новом трудовом договоре. Национальная реакция на убийство Джорджа Флойда и поток инициатив, направленных на разнообразие, равенство и инклюзивность, казалось, ознаменовали новую эру расового примирения (однако последующая негативная реакция, особенно в сфере образования, сигнализирует о том, что мы далеки от «идеального Союза»).
Эти просоциальные сдвиги замедлились из-за неравенства, вызванного другими факторами изменений (в частности, пандемией, автоматизацией и изменением климата).
Новые ментальные модели, новые модели обучения
Поворотные моменты — это признаки того, что мир работает (или собирается работать) по-новому. Они требуют обновленных ментальных моделей, бизнес-моделей и моделей обучения.
Эти поворотные моменты указывают на необходимость итеративных соглашений сообщества о новых решениях, которые приносят пользу большему количеству заинтересованных сторон. Эти поворотные моменты требуют гибкости — людей и организаций, обладающих гибкостью и устойчивостью. Эти поворотные моменты требуют устойчивого мышления, при котором каждая сделка совершается через призму климата, здоровья и справедливости.
Наши унаследованные системы образования застряли в традициях и политике, которые с каждым месяцем становятся все менее актуальными. Эти поворотные моменты предполагают потребность в более увлекательном и актуальном опыте, связанном с новыми целями обучения. Они предполагают необходимость меньшего запоминания и большего выявления проблем; меньше вычислений и больше решений с помощью интеллектуальных инструментов; меньше соблюдения и больше целенаправленной работы, важной для молодежи и их сообществ.
Пандемия, наряду с климатическим кризисом, войной и социальными сетями, вызвала то, что главный хирург назвал кризисом психического здоровья молодежи. Школы во всем мире отреагировали на это тем, что поставили социальное и эмоциональное обучение в центр своей повестки дня и укрепили многоуровневые системы поддержки.
В то время как политика, ограничивающая или запрещающая расовые уроки, и усилия по увеличению DEI оказали сдерживающий эффект, стремление к более инклюзивному образованию оказалось сильным на конференции SXSWedu на этой неделе.
Растет число школ, в том числе Национальная сеть зеленых школ, которые принимают новые соответствующие цели обучения, вовлекают учащихся в более тесно связанный с сообществом опыт обучения на основе проектов, добавляют надежные системы поддержки и создают устойчивые сообщества.
Эти поворотные моменты парадоксальным образом сигнализируют о кризисе и возможности для молодежи. Молодым людям никогда не было так легко и важно изменить мир к лучшему и тем самым внести свой вклад в личное и общественное благополучие.