Наше издание публиковало довольно много материалов о компенсационном лесовосстановлении. Свою позицию на страницах газеты высказывали и руководители горнопромышленных компаний, которые говорили о тех проблемах, которые влечёт за собой работа в новых условиях. Однако, хотим мы этого или нет, речь идёт о норме закона. А закон, как известно, нужно соблюдать. О том, каким образом лесовосстановление может быть эффективным и выгодным для участников рынка, — в интервью с главным инженером крупной дальневосточной отраслевой компании ООО «Растим лес» Иваном ДЕНИСОВЫМ.
Это — практика
— Иван Вячеславович, для начала — общий вопрос. Что можно ответить тем, кто критикует закон о компенсационном лесовосстановлении?
— Честно говоря, мне не очень понятен сам предмет критики. Если какая-то компания для реализации своих промышленных проектов вырубает лес, то совершенно логично, что она и должна его восстанавливать. Это, кстати, общемировая практика. Скажу больше — во всём мире система приоритетов выстроена совершенно справедливо: сохранение природных богатств — первично, интересы бизнеса — на втором плане. И ещё один важный момент. В случае с компенсационным лесовосстановлением государство внедрило абсолютно прозрачную и, можно сказать, либеральную схему. Вы же видите — никто не стал, что называется, рубить сплеча.
Промышленникам дали время, в течение которого они должны были встроиться в новые реалии. Они фактически получили трёхлетнюю отсрочку. Но вот сейчас настал период, когда нужно реально восстанавливать то, что было вырублено за этот временной отрезок.
— Но ведь и за прошедшее время производственники занимались лесовосстановлением?
— Да, и те, кто это делал, поступили очень правильно. То есть они работали поэтапно, в плановом режиме, и им не придётся в течение одного года восстанавливать лес, вырубленный за трёхлетний период. Плановая работа — это всегда большой плюс и экономия средств.
Большой опыт
— Как известно, ООО «Растим лес» имеет большой опыт в сфере воспроизводства лесов и лесоразведения. А конкуренция на этом рынке большая?
— Вопрос неоднозначный. С одной стороны — да, на рынок вышло довольно много фирм, которые стали предлагать свои услуги. С другой — по-настоящему серьёзных организаций среди них очень мало. Ведь наш бизнес сложный и специфичный, здесь есть множество нюансов, которые нужно учитывать. Например, все сеянцы деревьев должны быть сертифицированы. Кроме того, сам посадочный материал довольно дефицитный, и приобрести его непросто, да и недёшево: если ещё недавно один сеянец стоил 15 рублей, то сейчас — в два раза дороже. Плюс ко всему выращивать сеянцы требуется в строго определённых условиях и по соответствующим стандартам, с соблюдением всех технологий. Ну и сам процесс лесовосстановления тоже непрост. Если не соблюдать профильные требования (например, связанные с технологиями посадок), то насаждения просто не приживутся, и отвечать будет заказчик. Вот почему к выбору лесовосстановительной организации необходимо подходить крайне тщательно.
— Сейчас — непосредственно о компании ООО «Растим лес». Где находится ваша производственная база?
— У нас функционируют 29 автоматизированных теплиц по выращиванию сеянцев лесных пород лиственницы и сосны обыкновенной с закрытой корневой системой общей площадью 1,74 гектара. Но на достигнутом мы не останавливаемся, в связи с чем компания продолжает развиваться. Помимо перечисленного, наше предприятие работает не только в теплицах, но на открытом грунте. На таких полях мы выращиваем кедр корейский, сосну обыкновенную и другие породы для озеленения. Мы учитываем потребности рынка, ведь требования к лесовосстановлению везде разные. Так что мы готовы работать с любыми заказчиками.
— Вы наращиваете производственные обороты. А сколько сеянцев будете выращивать в ближайшей перспективе?
— От пяти до шести миллионов сеянцев деревьев хвойных пород с закрытой корневой системой. И это не считая других пород.
— А какой объём работ уже выполнен?
— Начиная с 2020 года компания ООО «Растим лес» выполнила посадки лесных насаждений на общей площади более чем в три тысячи гектаров. Причём не только в Хабаровском крае, но и в других субъектах Дальневосточного федерального округа, включая Республику Саха (Якутия).
— Техникой вы обеспечены?
— Да, полностью. Наша техника самая современная, что позволяет нам выполнять весь комплекс лесовосстановительных работ «под ключ». При этом я всегда подчеркиваю — наша специфика состоит в том, что сам процесс выращивания подразумевает, главным образом, ручной труд, который не заменят никакие механизмы.
— Лесовосстановление — это же ещё и процесс, который нужно оформлять документально. Это так?
— Совершенно верно. И мы берём на себя и весь соответствующий документооборот: подбор и натурное обследование участков, подготовку технической документации, а также подготовку, согласование и утверждение проектов лесовосстановления… Словом, делаем всё, что нужно, вплоть до сдачи-приёмки работ заказчику.
— Сколько человек работают в вашей компании?
— Постоянный штат — 22 специалиста. И ещё порядка 100 сотрудников мы привлекаем на сезонные работы.
— Существует ли кадровая проблема?
— У нас работают высококвалифицированные и опытные специалисты. Так что кадрового голода нет, тем более что и зарплаты, и прочие условия у нас хорошие. Кроме того, мы работаем и на перспективу, поэтому готовим кадры буквально со школьной скамьи.
— Это как?
— У нас есть социальный проект школьного лесничества «Растим лес вместе». Мы стараемся заинтересовать детей своим делом. Ведь наша работа — это не просто производство, а настоящее искусство.
Портфель заказов
— С какими предприятиями вы сотрудничаете?
— Скажу так: портфель заказов у нас регулярно пополняется. Среди наших деловых партнёров такие крупные промышленные компании, как ООО «Полиметалл», ООО «Транснефть — Дальний Восток», ООО «Кутынская ГГК», ООО «НГК Ресурс», ООО «Эльгауголь», АО «Полюс Алдан», АО «Эльконский ГМК», АО «Сусуманзолото», ООО «Амур Золото», ООО «Рябиновое», ООО «Ресурсы Албазино», ООО «ЭСК Энергомост», ООО «ТГМК», АО «Железные дороги Якутии», ООО «ЯкутСтройПроект», ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» и другие.
— Среди перечисленных организаций есть и компании федерального уровня. С ними сложно работать?
— У таких компаний при проведении внутренних конкурсов довольно сложные требования к подрядчикам. И это, кстати, хорошо. По крайней мере, фирмы-однодневки вряд ли смогут получить там работу. У нас же проблем нет — предприятие соответствует всем необходимым стандартам. Наш опыт и наши технологии позволяют решать отраслевые задачи любого уровня сложности.
— Но пополнять портфель заказов вы готовы?
— Мы этим занимаемся постоянно. Неслучайно сейчас открываем обособленное подразделение в Якутске, а в дальнейшем, возможно, откроем такие филиалы и в других субъектах ДФО. Ведь потребность в лесовосстановлении чрезвычайно высока. Поэтому важно, чтобы им занимались именно профессионалы. Так что мы всегда открыты для диалога.
Александр Матвеев
#дальний восток #лесовосстановление #экология #недропользование #золотодобыча #экономика