Ребенок увидел спор на ток-шоу и спрашивает:
– Мама, а они, что, в школе не учились?
– Почему?
– Каждый кричит сам для себя, они так никогда не договорятся. Нас в школе по-другому учат.
Выслушивать ответы товарища, выделять главное, задавать вопросы. Как этому учат в школе? Какое общение дети видят вокруг себя?
Теория вопроса
Способность к успешному общению, или коммуникативная компетенция, является одним из личностных качеств, которое активно развивается в младшем школьном возрасте.
Чтобы проложить «коммуникативные каналы» между учителем и ребенком, между детьми, между ребенком и родителями, надо сначала научить применять нормы общения.
Это поможет ребенку в обучении, в формировании умения учиться и сотрудничать с другими людьми, нормализации семейно-школьных отношений.
В развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение идет не от учителя к детям, а в сотрудничестве самих детей в поиске нового. Исследователями было установлено, что дети не могут общаться с учителем так же свободно, как между собой. Для решения проблемных задач требуется полноценное, равноправное сотрудничество. Поэтому групповая работа стала ведущей в этой системе обучения.
Учитель подводит детей к проблемной ситуации, ученики ее решают. Учитель только организовывает и направляет диалог (полилог) ребят.
Такая «коллективно-распределенная мыследеятельность» дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать действия, а также способствует деловому общению.
Наиболее полно тема общения в развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова раскрыта в книге Г.А. Цукерман « Виды общения в обучении» (Томск: «Пеленг» 1993 г.)
Оказалось, что те виды общения, с которыми дети приходят в школу, не подходят для решения проблемных задач.
Г.А. Цукерман пишет: «...В непосредственно-эмоциональном общении выхолащивается всякая предметность совместного действия...». Дружеское общение детей, где они опираются на эмоции, для решения учебных проблем не подходит.
И еще: «...В игровом сотрудничестве выхолащивается деловая результативность действия...». В игре легко усваиваются знания, но открытие нового не происходит.
Для совместного решения задач учениками у них целенаправленно формируется новый для них стиль общения - «учебная дискуссия».
В первые школьные дни процедура знакомства проходит в форме групповой работы. Ритуалы, этикет совместной деятельность, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на дошкольном, внеучебном материале, на развивающих заданиях, чтобы потом закреплять это на учебном материале.
При проведении проблемного урока учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект. Однако существует опасность, что на этот процесс повлияют взаимоотношения детей. Г.А. Цукерман: пишет «...Перевод отношений личной симпатии-антипатии в план содержательных, предметных отношений — вот первая забота учителя, организующего учебное сотрудничество...»
Дети, получив учебную задачу, решают ее совместно, при этом умеют выслушивать друг друга, разъяснять свою точку зрения. Они используют стиль общения «учебная дискуссия», которому учитель их целенаправленно обучает.
Роль родителей в формировании делового стиля общения
Навыки делового общения необходимо не просто воспитывать, а выращивать у ребенка. И пример учителя, родителей в общении с ребенком очень важны. Взрослым необходимо показывать пример общения, например, умение слушать говорящего. Для этого нужно внимательно выслушивать своего ребенка, выстраивать с ним диалог, на равных обсуждать ситуации, учить детей быть любознательными, задавать вопросы, высказывать свое мнение, высказывать догадки, спорить и т.д. Способность к успешному общению, или коммуникативная компетенция, является одним из личностных качеств, которое активно развивается в младшем школьном возрасте.
Родители в жизни ребенка занимают особое положение. Они ближе к ребенку, чем сверстники. Общение более доверительное. Это можно использовать с целью обучения деловому стилю общения при обсуждении фильмов, книг, статей учебника, случаев из жизни. В этих беседах откажитесь от использования игрового и эмоционального общения. Выявляйте противоречия, то, что ребенок не понял, с чем не согласен, что для него явилось новым. Все, что может стать полем для дискуссии.
При ведении диалога старайтесь соблюдать сами следующие правила и направляйте ребенка на их выполнение:
Умение высказывать свою мысль
❖ Старайтесь говорить, не отвлекаясь, раскрывая только одну мысль.
❖ Предложения должны быть понятными.
❖ Развернутые предложения используйте не для красоты речи, а для большей убедительности и лучшего донесения смысла.
❖ Не увлекайтесь. Не переходите на монолог. Говорите кратко.
Умение слушать
❖ Когда говорит оппонент, не придумывайте ответ или продолжение беседы. Старайтесь понять смысл сказанного.
❖ Выделяйте главную мысль, делайте пометки.
❖ Выслушивайте речь до конца, не перебивая говорящего.
❖ Вежливо остановить говорящего можно только в случаях, когда он слишком отдалился от темы обсуждаемого вопроса или начал повторяться.
❖ Все возражения и замечания делайте после того, как оппонент завершит свою речь.
Оценка содержания высказанного
❖ Прежде всего, назовите главную мысль, как вы ее поняли, и дайте общую оценку: согласны, не согласны.
❖ Оцените новизну и оригинальность высказанного. Если это было, похвалите собеседника.
❖ Особое внимание уделите приведенной аргументации. Укажите на недостаток или переизбыток аргументов. Укажите на слабые или ошибочные аргументы.
❖ Не отвлекаясь на детали, укажите на речевые ошибки.
Ведение полемики
❖ Высказывайте ответную мысль, соблюдая вышеописанные правила.
❖ Если были вопросы, сначала ответьте на них.
❖ Задавайте вопросы по содержанию высказанной мысли, по аргументации, по не понятым собеседником положениям. Вопросы должны стимулировать поиск решения.
❖ Если нет возможности задать вопрос, делайте разъяснение по теме.
❖ Когда один момент в обсуждаемой теме исчерпан, подводите итог и переходите к следующему моменту.
Развитие самооценки
❖ Если Вы критиковали высказывание ребенка, он может согласиться с вами или нет. Его высказывания очень важны. Старайтесь ненавязчиво их стимулировать.
❖ Если ребенок высказывает самооценку, просите его аргументировать свои решения.
❖ В конце беседы подводите итоги, вспомните интересные моменты в беседе.
Замечательное пособие есть у автора учебно-методического комплекта по окружающему миру для 1-4 классов Е.В. Чудиновой «Рабочая тетрадь для адаптации ребенка в школе «Здравствуй, первый класс!»
Оно поможет вам в домашних условиях наладить общение и взаимодействие с помощью вопросов, советов и заданий, представленных в тетради.
*Мудрец Омар Хайям говорил: «Дети нас не слышат. Дети на нас смотрят». Сколько бы вы ни занимались с ребенком развитием делового стиля общения, но если вы не соблюдаете этот стиль на глазах ребенка в общественных местах, при разговоре с учителем, с другими родителями – у вас ничего не получится. Дети будут вас копировать.