Современные психологи и педагоги уверены: говорить с ребенком об экономии стоит с 4-5 лет, а младшему школьнику необходимо уже уметь разумно тратить и сохранять денежные средства. Но при этом нужно применять интересные приемы. Учителя Hello world собрали способы, как обучить ребенка 7–10 лет обращаться с деньгами.
Чтобы обучение экономии было интересным, важно выбрать форму, соответствующую возрасту маленького финансиста. Предлагаем 10 способов привлечения младшеклассника к рациональному обращению с деньгами:
1. Играть в магазин. Ребенок будет рад игрушечному кассовому аппарату с калькулятором. Ненастоящие деньги, товары помогут подготовиться к настоящим покупкам.
2. Акцентировать внимание на скидках. Составьте список необходимых покупок и определите максимальную сумму, которую готовы сегодня потратить. Возьмите ребенка в магазин, поручите ему складывать в корзинку то, что по акции – желтые ценники, перечеркнутая цена.
Заметьте, что скидка может быть буквально в 5 рублей, а цена зачеркнута для привлечения внимания покупателей.
3. Изучить вместе размен купюр и монет. В помощь разрезной материал – денежки разного номинала. Часто бывает как приложение к учебникам и тетрадям для первого класса. Потренируйтесь дома «давать сдачу» с крупных и мелких купюр.
4. Поговорить о ценности финансов. Для чего нужны деньги? Это не самоцель, а средство оплаты. Если ребенок ощущает свое неравенство с одноклассниками, вспомните о «Синдроме дядюшки Скруджа» – когда богач не может потратить средства на нужные вещи.
5. Привлечь к участию в семейном совете. Планируйте при детях важные покупки на следующий месяц. Пусть они представят, из чего складываются те или иные суммы.
6. Поиграть в игру «мало, но сейчас или много, но потом». Сын или дочь хочет покупать каждый день мармеладки, пирожные и приобрести игрушку или наушники? Объясните, как можно поступить:
- разбить сумму, необходимую для крупной покупки, на 2-3 месяца и есть сладости, например, 4 раза в неделю;
- распределить, по сколько откладывать в неделю, чтобы совершить крупную покупку через 1 месяц, тогда будет ясно, как экономить на сладостях;
- ничего не менять в повседневности и ждать дня рождения или Нового года для получения подарка.
Договоритесь, куда школьник будет откладывать средства на покупку желаемого: в свою копилку или отдавать вам на сохранение.
7. Не наказывать лишением карманных денег. Вы можете обговорить с сыном или дочерью свои правила получения и трат. Но не нужно лишать средств из-за плохой оценки, ссоры. Уговор стоит соблюдать в любом случае. По крайней мере, деньги на сок, булочку у школьника должны быть.
Также нельзя не пускать на экскурсию или не давать денег на билет в театр с классом из-за плохих отметок.
8. Предоставить возможность совершить покупки. Если школьник получил на неделю определенную сумму, не ругайте за ошибки, но не добавляйте денег, если потратил все за 2 дня. Спросите, хочет ли он узнать, как можно было распределить средства иначе? Карманных денег стоит давать не много, но и не слишком мало.
9. Учить не только брать, но и отдавать. Объясните ребенку, что часть денег может уходить на благотворительность, подарки близким. Это должна быть сумма, сопоставимая с доходами семьи. Условьтесь, какой сувенир мог бы вручить бабушке на день рождения, какую игрушку или вещь он готов отнести в храм, чтобы помочь нуждающимся.
10. Рассказывать детям сказки детям о богатстве и бедности. Сказки о деньгах, бережливости и жадности: Братья Гримм «Зимели-гора», русская народная сказка «Шемякин суд», португальская сказка «Потерянный кошелек» и другие. Прочтите вместе с ребенком, обсудите их смысл.
Деньги – зло только при неправильном отношении к ним. Чем раньше школьник научится понимать цену финансам, тем успешнее распоряжаться средствами он сможет в будущем.
Уважаемые родители, а как вы учите ребенка дружить с деньгами? Делитесь своими увлекательными способами.