Выживаемость предприятий fast casual зависит в большей степени от их владельцев и их «подушки безопасности» в виде кредитов и вливаний акционеров бизнеса. Те, кто смогут справиться с кассовыми разрывами и задолженностями перед сотрудниками и арендодателями, имеют все шансы на успешное возвращение на рынок.
Гастробары, гастропабы, демократичные рестораны, пивные рестораны, бистро, фри фло и другие концепции fast casual будут однозначно востребованы гостями в большей степени, чем рестораны fine dining и фастфуды. Ключевым фактором является гастрономическое предложение (меню) и атмосфера, располагающая к общению (социализации). После спада пандемии население, пресытившееся жизнью online, будет с радостью встречаться и общаться в кафе и ресторанах, выбирая 1-2 любимых места, а не 4-5, как раньше. Такая модель поведения потребителей бесспорно усилит конкуренцию в сегменте, и без того очень конкурентном и до кризиса.
В меню будет востребована итальянская и японская кухня, паназия, полезное питание, русские блюда – специалитеты и фастфуд в ресторанной подаче. Людям успела наскучить домашняя русская еда и очевидно вернется спрос на экзотические гастрономические блюда тайской, китайской, корейской, средиземноморской, кавказской и узбекской кухонь.
Ключевым фактором выбора заведения будет соотношения цены и качества. Ожидаемо гости будут гораздо более терпимы к снизившемуся уровню сервиса, чем это было до кризиса.
Если говорить об экономике предприятий, то наценки снизятся, прибыль упадет до предельно низких отметок. Рентабельность достигнет 10-12%. Как это ни парадоксально звучит, будет наблюдаться большой дефицит кадров на фоне общей безработицы. Повара и кондитеры согласно опросам агрегаторов по поиску работы готовы сменить свой профиль, переходя в сетевые крупные предприятия фастфуда, кофейни и столовые, где требуется более низкая квалификация, но зарплаты платятся в белую. Население предельно закредитовано и напугано. Сегодня персонал выбирает синицу в руках и хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. Труднее будет подбирать персонала на стартапы и вновь открываемые несетевые проекты.
Успешность открытия предприятий fast casual будет зависеть целиком и полностью от команды и тимлидера. От энергии, трудоспособности и креативности коллектива, их самоотдачи и терпения будет зависеть динамика роста количества гостей и прибыли заведения.