- В 2019 году я начал писать политический триллер "Северное сияние", события в котором происходят почти целиком в Дании и Швеции.
- 16 марта 2020 года, в тот самый день, когда Финляндия первой в мире вела режим самоизоляции (спустя всего пять дней после объявления пандемии Всемирной Организацией Здравоохранения), на просторах интернета я увидел эту фотографию:
Подробнее о женщинах на фото вы узнаете в другой моей статье:https://zen.yandex.ru/media/maxim_matveev/-moi-muzy-o-napisanii-severnogo-feniksa-5f8f1c096dc8f92edaab2e1a
Поскольку прошло уже два года с той важной для меня даты, я решил разместить первую часть (самую короткую) и первую главу второй части своего произведения. Поскольку уже написано больше половины произведения. я имею право ознакомить вас с ним.
Если вам понравится, переводите мне рубли для скорейшего завершения "Северного Феникса".
А теперь перенесёмся сперва в Финляндию, затем - в Норвегию.
Часть первая. КОНЕЦ ПРАВЛЕНИЯ
От автора
Автор выражает признательность:
-певице Эммили де Форест;
-датским политикам Метте Фредериксен, Пернилле Скиппер и Пернилле Вермунд, о которых узнал благодаря ролику про дружбу слонихи и верблюда;
- финским политикам Ли Андерссон, Катри Кулмуни, Санне Марин иМарии Охисало, о которых также узнал осенью 2019 года, но вдохновился ими лишь в марте 2020 года, когда увидел их совместное фото;
- а также группе «Сколот», под песни которой просматривал фотографии вышеперечисленных людей;
Эти люди стали моей коллективной музой, без которой «Северный феникс» не появился бы.
Летом 2019 года я придумал сюжет «Северного сияния», затем в марте 2020 года я начал писать роман «Под небом Калевалы» - историю Максима (главы «Кремлёвская тишина» и «Под небом Калевалы»). Спустя несколько недель я решил связать истории Эрика и Максима и добавить к ним историю Мартти с рабочим названием «Рагнарёк для президента».
Наконец, я частично отошёл от сюжетных линий, каждая из которых связана с тем или иным героем, в пользу хронологического повествования. Так появился «Северный феникс».
Часть первая.
КОНЕЦ ПРАВЛЕНИЯ
Глава первая. Последний полдень президента
29 февраля 2000 года. Хельсинки. Одиннадцать утра
Шесть лет правления подходили к концу. Оставались сутки до вступления в должность одиннадцатого президента Финляндии. Над всем городом было облачное небо, которое часто бывает в феврале над Финляндией.
Мартти стоял у правого угла здания парламента. Полчаса назад он произнёс свою последнюю речь в качестве президента. Он не курил и не пил кофе: он лишь вышел подышать свежим воздухом.
Мартти уже думал не о том, как прошли годы его управления страной, а о том, чем он займётся после сложения полномочий. Приближался его последний президентский полдень.
Правление его почти не утомляло, хотя лёгкая разочарованность была. Шесть лет назад он хотел стать величайшим правителем Финляндии после Урхо Кекконена. Марти хотел сделать страну ещё лучше, и планы его были довольно обширные.
Став президентом, Мартти вскоре заметил, что никаких качественных изменений в Финляндии не требуется: Президенту уже не нужно быть хозяйственником, достаточно быть политиком. Медленно, но верно Мартти приходил к выводу о малозначимости президента для финской истории: страна и так прекрасно управляется. Понимание этого началось примерно через два года после начала правления. А почти к концу правления его мечты о реформах разбились о финскую действительность. Мартти стал даже утешать себя, что если страна не требует качественных перемен, то она требует другого - сохранения того, что уже создано. За полгода до сложения полномочий Мартти понял, что сохранение и есть его удел. И тогда в его голове возникла странная мысль. Возникла – и так же быстро улетела. Но в тот февральский день она снова его посетила.
Размышления прервались резко, когда Мартти услышал чей-то бег. К углу здания слева от него бежала девушка лет четырнадцати с рюкзаком. Она не видела, что за углом почти сразу начинается проезжая часть. Мартти успел левой рукой схватить её. Спустя полсекунды в том месте, где она должна была оказаться, проехал белый грузовик…
Девушка чуть не упала от резкого торможения. Ей потребовалось пять секунд, чтобы прийти в себя.
- Спасибо вам огромное! Я задумалась. Извините!
- Будьте внимательнее!
- Конечно! Ещё раз – спасибо!
Девушка вернулась домой.
Через пять минут с ней случился отложенный испуг. Она вспомнила лицо своего спасителя: это был он – десятый президент Финляндии.
Часы показывали полдень.
Глава вторая. Рагнарёк
В скандинавской мифологии есть Рагнарёк или конец правления.
Мир людей называется Мидгард (дословно: «Срединная земля»), от этого названия, кстати, Толкин образовал слово «Средиземье». Прежде всего, удивляет схожесть некоторых событий Рагнарёка (конца света) и последних десятилетий:
огромный волк Фенрир, сын бога лжи Локи, освободится от своих пут (пропаганда войны);
- один из сыновей Фенрира, волк Скёлль, догонит Солнце (создание ядерного оружия), а другой –Хати – Луну (массовые разрушения каменных строений);
- из глубин океана выйдет опоясывающий Землю змей Ёрмунганд, море выйдет из берегов и наступит трёхлетняя (ядерная?) зима;
- огненный великан Сурт пылающим мечом выжжет землю;
- воины Сурта проскачут по Биврёсту (радуге, которая соединяет миры людей и асов), тем самым разрушив его ( падение нравственности);
Затем произойдёт битва на равнине. Видя, что силы равны, Сурт соберёт всю мощь и обрушит её на Землю.
Скандинавская мифология интересна тем, что, в отличие от христианства, обращена не к отдельному человеку (заповеди, призывы к праведной жизни и пр.), а ко всем людям, которые являются лишь жителями одного из миров. Основную часть этих мифов занимает борьба как внутри миров, так и между ними.
Скорее всего, поэтому викинги были не только путешественниками, но и лихими людьми. Основой их культуры была воинственность, а не смирение и сострадание. Затем привнесённое христианство взяло верх, люди стали снисходительнее друг к другу, но память предков осталась.
Скандинавская культура уподобилась перевернувшемуся айсбергу, подводная часть которого (воинственность) превратилась в трудолюбие и честность.
Глава третья. Решение
До вечера девушка оставалась дома.
Наступили сумерки. Она вышла на улицу.
Там, на улице, у порога её дома, неспешно падали снежинки. Девушка стояла в пяти метрах от первой ступеньки своего дома. Она могла не увидеть эти снежинки – но увидела. Девушка подняла свою правую руку на уровень груди. И тогда одна из снежинок, такая же белая, как тот грузовик, опустилась на её ладонь.
Наступили десять долгих секунд, в течение которых она была наедине с небом, а внутри её появился лёгкий жар.
Теперь сомнений не оставалось. Осталось лишь сделать выбор.
Она приняла решение, которое и раньше иногда по касательной посещало её. Но тогда девушка не была готова признаться себе в том, что хочет выбрать этот путь. Она думала, что после школы будет университет, а после университета – работа в одной из фирм в Хельсинки. Но белый грузовик, президент и снежинка подтолкнули её мысли в нужную сторону. Спустя десять секунд она сказала себе: «Да»!
Ей стало легче. Она посмотрела по сторонам и снова – на небо. Ничего вокруг не изменилось. Но она стала смотреть на окружающий мир иначе. Сложно найти своё призвание в четырнадцать лет. Но ей удалось это сделать почти на пороге своего дома, стоя под сумеречным хельсинкским небом.
Часть вторая.
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
Глава четвёртая. Полночь над фьордами
То, без чего нас трудно представить, ещё труднее – понять.
Леонид Парфёнов, передача «Намедни»
Эрик стоял на обочине, прислонившись спиной к своему белому BMW. Перед ним простирался фьорд, один из самых длинных в Норвегии. До другого берега было всего сто пятьдесят метров. Вид напоминал Эрику заставку мультфильма «Чудеса на виражах»: почти такой же закат, летний и приятный. Почти такие же горы.
Небо не довлело над Эриком: над Эриком тогда ничего не довлело. Он был свободен в своих мыслях.
Что Эрик делал среди фьордов? Его привело сюда желание увидеть бескрайний океан. Он хотел быть среди фьордов. Ведь они не просто вдохновляли, но и насыщали его решимостью совершить это.
Он понимал, что его ждёт в случае неудачи.
Он знал, что вряд ли вернётся сюда.
Но сейчас он был среди фьордов и наслаждался теми мгновениями.
В автомобиле закачивался «Ноктюрн», с которым Норвегия выиграла «Евровидение» в почти далёком 1995-м. И Эрик ощущал эту почти оборвавшуюся связь с прошлым. Впервые услышав эту песню, он представил себя стоящим в осеннюю полночь среди фьордов. И теперь, в июле 2022 года, он впервые был среди них.
Полночь над фьордами – то, без чего Норвегию трудно представить, ещё труднее – понять. Ведь эти фьорды – край не только Норвегии, но и всей Скандинавии. За этим краем – лишь океан и холод.
Иногда великие дела начинаются лишь после того, как человек дойдёт до края. И, дойдя до края, сможет понять, что края не существует.
Теперь же Эрику ничего не нужно представлять, кроме звёздного неба. Всего несколько часов – и пейзаж совпадёт с его представлением, если, конечно, он останется здесь. Но это в его планы не входило.
Эрик уехал после двадцатиминутного любования. Всего через пять часов это место осталось наедине с космосом.
Но Эрик был уже далеко.
*
Конец ознакомительного отрывка.
Спасибо за внимание!