15.03.2022
Запад спровоцировал всплеск ксенофобии и "охоту на ведьм".
Во время второй недели проведения военной операции на Украине весь мир стал свидетелем вспышки ненависти по отношению к русским. Распространялись не только абстрактные возгласы против России, но и конкретные призывы к убийствам. Нередко такие высказывания ненависти переходили в действия. В Ирландии грузовик протаранил посольство РФ, а в Ванкувере неизвестные вандалы облили краской двери Русского театра. В Германии подожгли двери русской школы. В Оксфорде была ограблена православная церковь Св. Николая, при этом в ней собирали помощь для украинских беженцев. А в США разгрому был подвержен ресторан под названием "Русский самовар", при чем его владельцем оказался еврей с Украины.
Более абсурдные вещи начали твориться в Европе, где остракизму стала подвергаться русская культура и история. В Италии были попытки запретить Достоевского, но активное вмешательство местных русистов не дали осуществиться этому политическому маразму в стиле немецких нацистов, сжигавших литературу, которую они считали не соответствующей "арийскому духу". Под запрет попал и Чайковский.
На прошлой неделе Meta вопреки своим нормальным правилам временно разрешит постить в Facebook и Instagram призывы к насилию против российских военных. Это следует из внутренней переписки, с которой ознакомились журналисты Reuters. Представитель компании дал комментарий информагентству в том духе, что это будет разрешено только в контексте войны на Украине и только против военных (но не пленных). А про гражданских всё же не дадут такое писать. 14 марта по данным Reuters вице-президент Meta Ник Клегг уже сообщил о введении запрета на пожелания смерти для президентов, об этом он написал в письме к сотрудникам.
Но Facebook и Instagram уже подверглись блокировке в России и многие пользователи поспешили перейти в отечественные социальные сети в знак протеста. Акции Meta упали на фондовом рынке. Очевидно, что самодискредитация этой компании будет продолжаться и пользователи, не только в России, будут уходить из нее, воспринимая как токсичную площадку.
Но параллельно с русофобией явно обнажились и проблемы расизма. Причем первые сигналы поступили с Украины, где иностранным студентам, которые в числе беженцев старались покинуть страну и выехать в Польшу, отказывали в необходимых услугах. Их попросту заворачивали и заставляли ждать, что вызвало бурю возмущений в разных странах Африки, Азии и Латинской Америки.
Показательный кейс произошел в Мексике, где посольство Украины в Мехико, вербующее наемников также оскандалилось по причине расовой дискриминации. Мексиканский журналист Габриэль Инфанте в аккаунте украинского посольства в Твиттере сделал замечание, что украинское правительство закрыло оппозиционные СМИ: 112 Украина, ZIK, News One и санкционированное цифровое медиа Страна Ua. В ответ украинские дипломаты заявили, что "вы до сих пор распространяете российскую пропаганду, ни разу не побывав в Украине. Так что у нас к вам вопрос, господин журналист: вам платят в рублях или тамале?"
Дело в том, что в мексиканском дискурсе слово тамале может являться уничижительным выражением, в зависимости от контекста, в котором оно применяется. Это традиционное блюдо Центральной Америки - кукурузные лепешки, завернутые в банановый или кукурузный лист. В США мексиканцы или чикано нередко подвергаются оскорблениям такого рода, поскольку там им приписывают обязательную любовь к тамале, буррито и тако, а также дают понять, что единственная работа, которой они достойны - это быть уборщиком или наркотоговцем.
Данное сообщение на официальной странице украинского посольства сразу же повлекло обвинения в расизме. Украинские дипломаты попытались оправдаться, но этим показали свою полную некомпетентность. Даже президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор отреагировал на данный случай, назвав посла Украины «послом не знаю какой страны», который «даже не знает, что такое тамале», при этом заявив, что благодаря соцсетям, все выходит наружу - в том числе и расизм.
Но соцсети - это инструментализированные последствия. А что является причиной? Безусловно главную роль в разжигании русофобии сыграла политическая и корпоративная элита Запада. Вместо того, чтобы сдерживать спонтанные вспышки проявлений ненависти и проводить профилактические мероприятия по толерантности, о которых любят говорить демократы-либералы, в ЕС и США запустили машину. Бывший посол США в России Майкл Макфол вообще заявил, что "невинных русских не бывает". Конечно, с опытом работы в России он понял, что наше общество кардинально отличается от западного. Но в чем же вина новорожденных, стариков и обычных граждан России, которые далеки от политики?
Здесь мы видим проявление глубинных корней гносеологического расизма Запада. Вероятно, первым системным русофобом был французский маркиз де Кюстин, известный книгой о путешествии в Николаевскую Россию. После него было много работ других авторов, которые обвиняли Россию в неполноценности и отсталости, а русских - дикарями и варварами. Ни научные и культурные достижения России, а позже и СССР, не переубедили В 1983 г. британец Эндрю Кокберн назвал СССР "Верхней Вольтой с ракетами", а в том же году Рональд Рейган использовал термин "империя зла". Ракеты позже в западном дискурсе превратились в ядерное оружие, хотя Верхняя Вольта осталась. Демонизация Россия продолжалась и в 90-х годах после распада Советского Союза, а с началом возрождения былого могущества только усилилась.
Николай Данилевский связывал боязнь России с пространственным мышлением европейцев. В своей книге "Россия и Европа" он приводил простой тезис - достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что вид огромного сухопутного массива, нависающего над небольшим западным полуостровом Евразии приводит европейцев в испуг. Вероятно, из этого страха вытекают и желания расчленить Россию, сделать слабой и не самостоятельной. А здесь по Украине принято суверенное, идущее против воли и интересов Запада решение!
Второй причиной нынешней русофобии можно назвать само состояние западного общества. После успешных тестов с Black Lives Matters, Cancel Culture и дисциплинарных мер под видом антиковидных мероприятий когда-то активные в вопросах демократических решений граждане стали, в лучшем случае, молчаливым большинством. Честные люди находятся под угрозой попасть за решетку за свое мнение и свободу слова. Диагноз очень серьезный. И эту тяжелую болезнь будет сложно лечить. Но это, так или иначе, придется сделать.