Новый российский комедийный сериал, с одной стороны, прост и понятен: стандартная комедия положений, чисто русский юмор, понятный только нашему человеку. С другой же стороны, при детальном рассмотрении читается не только простая отсылка к классике, но и какой-то принципиально новый способ рассматривать современные реалии!
Как у классика
События разворачиваются вокруг богатой семейки. Олигарх погибает из-за нелепого несчастного случая: ему на голову падает колокол только что освященного храма. Да, построен он на не очень честные деньги. Да, возводил его бизнесмен. Но ведь и расчет был на то, чтобы замолить все прошлые грехи.
После смерти Верхоланцева начинают раскрываться все его не самые добрые дела и нарушения в деятельности компаний. Деньги на счетах теперь недоступны, а вот оставшиеся близкие находятся в замешательстве – что делать тем, кто ни дня в жизни не работал? Жена, дочь и любовница не хотят начинать самостоятельную жизнь, тем более, честно на нее зарабатывать.
Выход из ситуации нашелся. Есть один счет в Швейцарском банке, который судебные приставы почему-то не заметили. Однако, чтобы получить деньги, нужно знать код, а он известен только дочери от первого брака бизнесмена. Теперь женщинам предстоит не только найти внезапно ставшую миллионеркой родственницу, но и уговорить поделиться состоянием. А лучше – забрать все.
Алёна Неверова, та самая первая дочь, работает в провинциальной колонии и искренне предана своему делу. И теперь алчным женщинам предстоит испытать на себе все тяготы простой жизни в России, в том числе и в виде заключенных.
О создателях и контексте
Продюсерами нового сериала выступили Артем Логинов, Антон Щукин и Антон Зайцев. Им же принадлежит множество других популярных и очень качественных отечественных картин, например, «Звоните ДиКаприо!» и пресловутые «Воронины», которые когда-то покорили всю страну.
А режиссер «Исправления и наказания» -- Анна Парамас, которая не раз помогала писать сценарии для Авдотьи Смирновой и даже выступала в качестве клипмейкера у Сергея Шнурова.
С названием картины все предельно понятно: своеобразная отсылка к известному всем произведению Фёдора Михайловича Достоевского. Однако теперь преступник должен быть не только наказан. Необходимо исправить его поведение, а для этого Алёна Неверова выбирает самые изощренные способы.
Главный мотив ее действий в том, что женщин искренне верит: наставить на путь истинные можно каждого, каких бы ужасов за свою жизнь он не натворил.
Команда создателей качественно проработала методы борьбы со злом. Так, любовница Жанна, которая всегда одета крайне вызывающе, а искренне любит только деньги, должна посмотреть фильм о чести – «Три Мушкетера». Ещё более непонятной кажется групповая терапия, где заключенные рисуют ярки детские картинки мелом на асфальте.
Необоснованный оптимизм
Несмотря на все старания, найти хоть что-то положительное в трех женщинах, привыкших к роскоши, не удается. Жена, любовница и вторая дочь – своеобразные «герои нашего времени», А Алена на их фоне со своей беспечностью и оптимизмом – лишь чудачка, князь Мышкин.
Вот в этом и есть вся беда: таких людей, как Алена, не то, чтобы не любят. Просто в контексте современных реалий они гораздо больше нуждаются в помощи специалистов, чем закоренелые зэки. Ее поведение кажется невозможным и нелепым, сильно выбивающимся из того, что мы знаем о мире заключенных. Это совершенно другая вселенная, где нет места поучительным фильмам, добрым песням и таким вот Аленам Неверовым.
Сюрреализм и юмор
Создатели буквально уравняли людей из разных слоев общества. Богачи теперь на уровне с простыми смертными и, волей-неволей, должны подчиняться уполномоченным. С другой же стороны, перед нами встает совершенно невозможный образ положительного надзирателя. В этом случае здесь можно рассмотреть и драму, и даже психологический триллер, как в той же «Многоэтажке».
Несмотря на такой подтекст и незаезженную подачу материала, весь сюр и социальная значимость все же разбивается о простые понятия: «Исправление и наказание» -- это комедия. И шутки должны соответствовать жанру, насколько нелепыми они бы не были. А, значит, и вся мотивация разбивается о простое «но»: картинка, изображенная перед нами – лишь фантазия, вымысел, мыльный пузырь.