«У Бразилии есть Неймар. У Аргентины есть Месси.
У Португалии есть Роналду. У Германии есть команда!»
(Стивен Джеррард)
Современные тренды системы управления организацией (проектная деятельность и изменчивые команды) требуют внедрения новой системы менеджмента, где главная роль отводится командообразованию. Компании все больше эволюционируют от команд с фиксированным составом, ясными регламентами, ролями и задачами в сторону изменчивых команд с подвижными границами и составом, меняющимися по ходу задачами, смешанными ролями участников и очень «живой» групповой динамикой. От лидера требуется дирижировать, маневрировать, быстро «читать» внешнюю среду и состояние своих подопечных, помогать быстро сыгрываться игрокам под конкретную задачу и проект.
Но для эффективного функционирования команды не достаточно выдающихся способностей менеджера, от членов команды требуется умение оперативно и самостоятельно организовать свою деятельность, рационально распределять время на выполнение своих задач, расставлять приоритеты и моментально подстраиваться под изменение обстановки. Поэтому развитие перечисленных компетенций должно происходить не только через моделирование существующих бизнес-процессов, но и в формате игровой командной деятельности, то есть тимбилдинга.
Тимбилдинг может быть организован в самых различных форматах, все зависит от количества участников, площадки проведения, погодных условий, особенностей коллектива (пол, возраст, род деятельности, увлечения).
Одним из самых универсальных форматов тимбилдинга выступает квест, который условно можно разделить на три категории: квест-рум, салонная игра, выездной квест в реальности.
Квест-рум - это специально оборудованное помещение под проведение квестовой игры, рассчитанное на массового потребителя. Такие комнаты позволяют произвести полное погружение в сюжет и ощутить реальность происходящего. Механика игры обладает постоянной динамикой, плюс ко всему, добавляются стрессовые ситуации, что в совокупности создает оптимальные условия для отработки оперативного командного взаимодействия.
Квест-рум предполагает одновременное участие до 8-10 человек, поэтому для большого коллектива лучше всего устроить турнир по прохождению одного и того же сюжета, где побеждает команда, выполнившая цель игры за минимальное время.
Салонная игра может проводиться практически в любом помещении: в переговорной, в ресторане или кафе. Каждому участнику отводится определенная роль в детективной истории, а механика игры завязана на постоянном общении между участниками игры.
Салонная игра позволяет развивать навыки коммуникации внутри команды и выстраивания оптимальной стратегии общения с коллегами и с клиентами. Подобные игры могут быть организованы и для больших компаний - 150-200 человек.
Выездной квест в реальности также завязан на определенной истории и может быть проведен практически на любой площадке, но самыми оптимальными являются загородные базы отдыха, большие офисные здания, городские парки, улицы города.
В ходе квеста участникам нужно будет находить «тайники» (с разбросом по всей площадке проведения), разгадывать шифры и головоломки, командные кроссворды, работать с географическими координатами. Также в подобные квесты включаются творческие задания: коллективные рисунки, фотопостановки и актёрские мини-тренинги со съёмками коротких роликов с последующей выгрузкой с телефона для получения следующего задания. Могут присутствовать и спортивные задания - на координацию командных действий с помощью определённого реквизита.
Выполнение подобных несложных заданий позволяет провести игру для любой аудитории.
Для любителей активного отдыха может быть применен Шутер-квест, суть которого заключается в адаптации классической страйкбольной игры в рамки квестовой механики.
Для этого разрабатываются легенда, сюжет и командные задания. Вы можете отправиться в мрачные подземелья и пройти игру по мотивам «Метро 2033», попытаться выжить в Зомби-апокалипсисе, или оказаться в заброшенном поселке со сценарием в лучших традициях «Сталкера».
Командам предстоит выполнять задания в экстремальных ситуациях, отстреливаться от противника и костюмированных аниматоров, прикрывать друг друга и «жертвовать» людьми ради выполнения приказа.
Можно еще выделить киноквест - процесс съемки любительских роликов или полноценного короткометражного фильма с использованием линейной квестовой механики. По жребию команды вытягивают для себя определенный шаблон сценария.
Шаблон будет содержать следующую информацию: жанр фильма; действующие лица; определенные «опорные пункты», вокруг которых должен строиться сценарий.
Далее команды выбирают режиссера/оператора, назначают людей на роли, коллективно сочиняют сценарий (на основе предоставленного команде шаблона), выбирают подходящую локацию для съемок. Затем команды приступают к непосредственным съемкам фильма: это может быть отдельная командная сцена из единого фильма или самобытный ролик с готовым сюжетом.
Результатом съемок становится яркий, позитивный и запоминающийся результат коллективной творческой деятельности, ну и награждение статуэтками Оскара.
Весьма свежая идея - корпоративная яхтенная регата на быстроходных парусных судах.
Команды по пять человек проходят инструктаж и технику безопасности, знакомятся с управлением парусным судном и соревнуются между собой в речной гонке под руководством опытных капитанов. Только четкое командное взаимодействие приводит экипаж яхты к финишу, а здоровый спортивный азарт заставляет проявить волю к победе.
Классический тимбилдинг всегда остается актуальным по причине своей универсальности и направленности на развитие разностороннего командного взаимодействия.
Классический формат тимбилдинга обычно выглядит так:
- весь коллектив делится на несколько команд по 7-10 человек;
- по своему индивидуальному маршруту команды проходят ряд интерактивных станций (число станций равняется количеству команд) и набирают баллы за их прохождение;
- проводится финальное испытание для участников, это может быть турнир по лазертагу (аналог пейнтбола с применением бесконтактного цифрового оборудования), бамперболу (футбол в надувных шарах), пушболу (пионербол гигантским мячом), эстафета по преодолению полосы препятствий и др.
В качестве интерактивных станций применяются командные лыжи, ручной лабиринт, гусеница, живописная эстафета, водопровод, лазерный или лучной тир и другие командные испытания. Классический тимбилдинг может быть оформлен в любую стилистику - «Пиратский остров», «Форт Боярд», «Неспортивные игры».
«Классикой жанра» стало командное конструирование строений, салонов связи, магазинов, машин, плавательных средств из подручных материалов.
Например, участники игры должны спроектировать, собрать из имеющихся материалов автомобиль и доехать на нем до финиша. Баллы начисляются за дизайн, презентацию, успешное участие в заездах. Через такую игровую деятельность происходит отработка навыков самоорганизации малых групп, командной коммуникации, презентации продукта.
В качестве аналога классического тимбилдинга можно выделить конструирование Машины Голберга - устройства, которое выполняет очень простое действие чрезвычайно сложным образом, как правило, посредством длинной последовательности взаимодействий по «принципу домино». Здесь всему коллективу нужно выстроить единый работающий механизм, где каждый элемент приводит в движение следующий.
Проведение тимбилдинга возможно и в банкетном формате. Для этого существует такой формат интеллектуального тимбилдинга как квиз.
Это командная викторина, состоящая из нескольких раундов, в ходе которых участники отгадывают различные типы вопросов. Вопросы для квиза могут быть как сугубо тематическими («Автомобили», «90-е гг»,«Звездные войны», «Гарри Поттер»...), так и универсальными (реклама, популярные фильмы и сериалы, музыка, кино).
Интеллектуальный тимбилдинг может проводиться и по мотивам известных ТВ-шоу, например: «Что? Где? Когда?», «Подмосковные вечера», «100 к 1» и др.
Как видите, сейчас существует большое разнообразие форматов тимбилдинга, но главный принцип любого командообразования - совместная деятельность, будет присутствовать в любом варианте.
Все статьи у нас структурированы в единую книгу: "Решаем HR-задачи с помощью ивента". Можем прислать вам ссылку на скачивание. Для этого оставьте свой комментарий к этой публикации: "Хочу получить книгу".
1 часть "Корпоратив - это пустая трата денег?"
Часть 2. Развитие HR-бренда с помощью корпоративных мероприятий
#тимбилдинг #корпоратив #корпоративная культура #управление персоналом #HR #менеджмент #командообразование #мотивация