Как стать хорошим учителем, тренером, как научиться доносить свои мысли понятно и просто? В этом помогут знания о мозге. Учет достижений нейронауки обеспечит вашей компании эффективное обучение даже в самые сложные периоды.
Вспомним, как организовать образовательный процесс с учетом достижений нейронауки.
Мозг ориентирован на отношения
Мы еще не все знаем о мозге. Существующие достижения нейронауки – лишь начало большого пути познания того, как мы устроены, но кое-что известно точно. Нейролог Джон Медина уверен на все 100%: эффективное обучение невозможно, если ученик не чувствует себя в безопасности с учителем.
Обучение просто обречено, если оно проходит в состоянии травматического стресса. Обеспечьте обучаемым комфортную среду, убедитесь, что между участниками процесса доверительные отношения.
Мозг получает закодированную информацию
Информация и контекст обучения кодируется мозгом. Получая обучающую информацию, мозг вспоминает уже известное ему.
Мозг можно представить в виде шоссе с дорожными знаками: не по каждому пути можно ехать, зато мозг позволяет прокладывать новые пути, где еще нет запретов и условностей. Можно также сравнить мозг с ледником, с которого скатывается вода, прокладывая себе путь. Если воды недостаточно, русло может замерзнуть и прежний путь не будет использоваться, зато могут образовываться новые пути.
Есть определенные коды, не позволяющие продолжать обучение, есть возможности прокладывать новые способы получения знаний. Важно учитывать это при построении учебного процесса, избегать травмирующего опыта при обучении, а если такой уже есть – искать новые пути, вместо попыток отправляться туда, где уже выстроены «запреты».
Как это работает на практике? Допустим, студент получил негативный опыт, получил стресс, обучаясь в одном из кабинетов. Отправьте его обучать материал в другое окружение – в онлайне, в другом здании, в другом кабинете, в другой команде или с другим тренером. Меняйте окружение, подачу или программу, давая те же знания.
Мозгу нужен контекст
Когда в мозгу кодируется информация, формируется связь между информацией и окружающей средой. Учитывается контекст – запахи, зрительные ощущения, звуки, настроение. Весь этот контекст помогает оживать хранящейся в памяти информации. Мозгу необходимы ассоциации. Чем больше контекста – тем больше возможностей запомнить информацию и вызвать ее из памяти.
Таким образом, эффективное обучение связано с контекстом: во время учебных занятий задействуйте все органы чувств участников.
Еще эффективнее будет обучение, если вы будете использовать повторение с определенными интервалами, упражнения в ходе обучения, продолжение подачи материала в тех же условиях в которых происходило «кодирование».
Для мозга важен лексикон
Важно, чтобы для слушателей все термины и слова были понятными. Участники учебного процесса пытаются воспроизвести в мозгу непонятные слова и фразы, и если они не смогут быстро связать их с тем, что уже известно, процесс обучения будет заморожен. С момента встречи с незнакомым словом они перестанут воспринимать все остальное.
Всего 5-10 секунд на попытку понять незнакомое – и слушатель потерян. Не забывайте об этом, если стремитесь организовать эффективное обучение.
Как упростить обработку информации
Если вы читаете лекцию, помните, что многие не смогут обработать вашу информацию, если она будет слишком насыщенной. По возможности используйте слова попроще, которые обычный человек часто использует в своей ежедневной жизни.
Если вы собираетесь посещать лекции – научитесь брать из них максимум и упростить для себя восприятие. Учитывая достижения нейронауки, упростить запоминание можно, записывая что-то во время лекции. Так мы помогаем установить связь между двумя участками мозга.
Общие требования
Исходя из всего этого, общими требованиями к эффективному обучению будет обеспечить разнообразные элементы контекста, проложить разные пути для усвоения материала, обеспечить студентам безопасную заботливую среду обучения. Даже если вы примените некоторые знания о работе мозга, обучение станет эффективнее.