Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Через тернии к "звездам", или Как деревенская девчонка военным летчиком стала. Окончание

1979 год – окончание средней школы; 1989-й – окончила летное училище. В 1985 году поступила на военную кафедру, в 1995 году окончила Военно-воздушную академию (ВВА) им. Гагарина. Год 1986-й был ознаменован выпуском из УАИ, 1996-й – поступлением в адъюнктуру при ВВА (до настоящего времени она – единственная женщина-офицер, которая окончила академию, а с 1999 года подполковник Кошкина является научным сотрудником академии). В апреле 2002 года состоялся Десятый, юбилейный, Авиакосмический конкурс, где Галина представляла своих воспитанников – курсантов Летной школы при ВВА, и в воздухе при этом кружил досаафовский Ка-26, на котором она в апреле 1982 года впервые поднялась в небо под руководством инструктора. 2 сентября 1982 года Галина Кошкина впервые поднялась в небо на вертолете самостоятельно, а о сентябре 1992 года – разговор особый.

…1 сентября 1992 года на московском аэродроме Тушино царило необычное оживление. Провожаемые огромным количеством зрителей, в воздух поднимались два вертолета МИ-24 и МИ-8 – борт сопровождения. Огромный интерес к двум машинам, взявшим курс на восток, объяснялся не совсем обычным составом экипажей. Командир экипажа – летчик-испытатель первого класса Галина Викторовна Расторгуева, второй пилот – старший лейтенант армейской авиации Галина Петровна Кошкина, штурман – штурман первого класса Гражданской авиации Людмила Александровна Полянская. На борту был только один представитель сильного пола – борттехник Игорь Гайворонский.

-2

Перелет, посвященный пятисотлетнему юбилею открытия Америки и пятидесятилетию ленд-лиза, должен был проходить через всю территорию России, Берингов пролив, Аляску, Канаду. Пункт назначения – полуостров Майами (штат Флорида, США), где 12 октября должны были состояться торжества по случаю Дня независимости. Миссия мира, выполняемая нашими летчицами, наглядно подтверждалась красочной эмблемой на борту вертолета: женские ладони, соединяющие воедино две половинки земного шара. Рекламными целями, впрочем, задачи предстоящего перелета не ограничивались: немногие знали, что экипажам вертолетов предстоит поставить своеобразный эксперимент – выяснить, как будут вести себя российские боевые вертолеты в различных климатических условиях при выполнении длительного перелета.

Командир экипажа МИ-24 Расторгуева и штурман Полянская имели за плечами большой опыт – как жизненный (обеим за пятьдесят), так и профессиональный: 8 мировых рекордов, установленных в 1975 году (шесть из них не побиты до сих пор). Галине же едва исполнилось 30 – «желторотый» птенец в большой семье. «Ответственность, конечно, колоссальная. Но страха не было, – вспоминает Галина. – Взлетели – только и успевай за приборами следить, карту с местностью сверять по маршруту. Одним словом, нужно предельное внимание».

Критических ситуаций в полете продолжительностью 125 часов было много – несколько раз они даже могли разбиться. Галина Петровна вспоминает о трудностях с улыбкой, лишь иногда тревожный блеск в ее глазах говорит о том, как сложно было преодолеть эти 25 тысяч километров. «Особенно запомнился полет над Беринговым проливом. Даже вертолетчики-пограничники говорили нам, что в такую погоду летают только камикадзе, – но мы должны были следовать плану перелета».

30 минут полета над водой казались вечностью, да еще вертолеты попали в снежный заряд. Экипажи не видели друг друга, летели «на ощупь». Когда машины вынырнули из снежного заряда, внутри у летчиц похолодало: лопасти МИ-24 и МИ-8 разделяли считанные метры! К счастью, все обошлось, – а впереди уже маячил город Ном, первый пункт посадки на территории США.

«2 октября мы взлетели из Нома и взяли курс на Анкоридж, – вспоминает Галина Петровна. – Шли по ущельям, вдоль реки. Лидеровщиком у нас был американский вертолет “Black Hawk” (“Черный ястреб”). Временами просто дух захватывало! По сравнению с самолетом, который устойчив, может планировать, вертолет напоминает камень, подвешенный в воздухе. Разница в управлении огромная. Более сложная аэродинамика, шесть степеней свободы, иная система координат. Даже в условиях открытого пространства вертолет – машина чувствительная, а в ущелье, где в иные моменты видимость приближалась к нулю, мы порой не видели проблесковых огней лидеровщика. Напряжение огромное, нервы на пределе…»

-3

Американские летчики восхищались мужеством российского женского экипажа. «В такую даль на вертолете, еще и в непогоду? У нас таких смельчаков и среди мужчин не найдется», – повторяли они. Их удивляло все – большие черные сухари из сухого пайка, выданного нашим экипажам еще на родине, американцы сочли вкуснейшим деликатесом. Все просили попробовать диковинные «заморские сушки», которые можно было грызть часа три.

Особенно запомнились россиянкам знакомство с коллегами из международной ассоциации женщин-летчиц «Найти-найн», созданной в 1929 году по предложению американской летчицы Эмили Эрдхарт, беседы с вертолетчицами-миллионершами из организации «Верн приз». В Америке многие обеспеченные семьи имеют самолеты и вертолеты, поэтому женщина-пилот там явление не такое уж и редкое. Встреча с россиянками прошла, как говорится, в теплой и дружественной обстановке. Одна из американок-вертолетчиц – тоже, кстати, Галина – даже подарила нашим летчицам шикарный морской круиз, предоставив в их распоряжение собственную яхту. С тех пор российских вертолетчиц с американскими связывает крепкая, искренняя дружба. Они совместно решают профессиональные вопросы, поддерживают друг друга, делятся успехами и достижениями.

В 1942 году русские женщины-летчицы совершили посадку в небольшом североамериканском городке Ватсон-Лейк. Местный музей в честь этого события хранит памятную табличку. 7 ноября 1992 года, словно отметив полувековой юбилей героического перелета времен Великой Отечественной войны, в этих местах приземлился российский вертолет МИ-24 с женским экипажем на борту. К сожалению, Ватсон-Лейк стал конечным пунктом воздушного путешествия россиянок – у борта сопровождения МИ-8 при заходе на посадку сломался хвостовой винт. В связи с чрезвычайным происшествием было принято решение о возвращении в Россию уже не «своим ходом», а на борту транспортного самолета АН-124 («Руслан»). И хотя по возвращении на Родину российских летчиц даже не наградили, основная часть правительственного задания была выполнена – испытания вертолетов проведены.

-4

Галине до сих пор не верится, что именно ей выпала честь участвовать в знаменитом перелете: «Было странное чувство. По своей земле уверенно ходишь, а там ноги словно ватные». В Майами Галя попросила американских летчиков дать ей возможность управлять вертолетом «Белл-206». Заграничная машина обладала двухлопастным несущим винтом, техника пилотирования отличалась от отечественной «зеркально». В нашем вертолете командир экипажа находится слева, второй пилот – справа, в американском – наоборот. Смелость девушки сразила американского пилота: он разрешил ей пролететь над Мексиканским заливом, а над сушей «зависнуть» и самостоятельно совершить посадку. «Белл-206» стал пятым типом вертолетов, управлением которых овладела Галина Кошкина.

Есть среди этих пяти типов и вертолет КА-50. «Это не вертолет, а мечта. Не летает, а словно танцует вальс. Просто дух захватывает», – с любовью отзывается Галя о «Черной акуле», которая стала предметом ее диссертации в Академии ВВС (работа посвящена профессиональной подготовке летчиков армейской авиации к работе на «Черной акуле»). Теперь Галина Петровна – опытный преподаватель. При академии с 2001 года есть необычная («Детей надо спасать, а то болтаются просто так, – плохо кончится!») Московская областная общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина. Подполковник Кошкина преподавала в школе аэродинамику, конструкцию самолета, двигателя и эксплуатацию авиационной техники. Здесь совершенно бесплатно обучают мальчишек летному делу, и многие из них безмерно благодарны Галине Кошкиной за полученные знания. Сегодня история школы насчитывает 5 выпусков. Многие воспитанники успешно поступили в вузы ВВС и другие учебные заведения. А вот сынишка Галины Петровны, Сергей, пока летать не учится: ему всего 15, и он еще не определился с выбором профессии.

Сергей появился на свет в 1993-м, когда во время учебы в академии Галина встретила свою любовь. Но обстоятельства сложились так, что отец Сергея не мог быть вместе с ними… Обучаясь в академии, а затем в адъюнктуре, Галина одна воспитывала сына.

А в 2004 году Галина Петровна совершила самый, наверное, крутой из своих жизненных виражей – вышла замуж. С профессором Академии им. Гагарина Иваном Савельевичем Скробовым она познакомилась давно: он не только преподаватель, но также писатель, поэт-песенник и музыкант. И вот однажды в книжном магазине академии Галине попался сборник стихов Ивана Савельевича «В лугах любви». Она прочла книгу на одном дыхании.

-5

Говорят, чудес на свете не бывает. Зато есть в жизни великая вещь – предчувствие. Однажды Галине приснился сон: она идет в компании знакомых по тропинке, рядом – мужчина в белой рубашке. И голос откуда-то сверху: «Определяйся!» Потом ей снился очень приятный мужчина, который нежно обнимал ее. Каково же было удивление Гали, когда через некоторое время сон со стопроцентной точностью повторился наяву. Мужчиной из грез оказался Иван Савельевич Скробов.

31 мая 2004 года они обвенчались в храме Христа Спасителя – свидетельницей на свадьбе со стороны невесты была Марина Попович…

…Какие еще свершения ожидают Галину на жизненном пути? Сложно сказать. Но ясно одно: ее жизненный путь уже сейчас можно без преувеличения назвать героическим и достойным подражания.

* * *

Чтобы стать летчиком, мужчине необходимо приложить много усилий. Женщине мало подготовить себя физически – она еще должна доказать свое право на эту профессию, убедить всех, что сможет летать не хуже летчиков-мужчин. А это уже, можно сказать, гражданский подвиг…

Марина ПОПОВИЧ,

летчик-испытатель I класса.

Кошкина – прежде всего профессионал, отличный инженер и летчик. Жизнедеятельный, кипящий человек. Я отслужил в авиации 30 лет, летчиц повидал немало – просто великолепных. У нас мастерство – вопрос жизни. Они в этом смысле надежнее мужчин…

Валерий ПЛУЖНИКОВ,

полковник, директор летной школы.

Текст: А. КАЗАКОВ, с. Мраково

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!