Накануне на польском ТВ случился любопытный инцидент – авторы программы опубликовали карту, на которой западные территории Украины относятся к территории Польши. Идеи о возвращении своих исторических земель в Польше зреют давно. Рискнут ли поляки «под шумок» войти на территорию Украины, чтобы вернуть свои территории, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал политолог, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Николай Межевич.
Идеи о возвращении исторических территорий в Польше зреют давно. Вот и недавний инцидент на польском телевидении подтвердил: поляки воспринимают территории западной Украины как собственные. Накануне в эфире польского телеканала TVP1 была представлена карта раздела Украины. На ней в составе Польши числятся Львовская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровненская и Тернопольская области Украины. Польские политологи пошли дальше – Черновицкую область «отдали» Румынии, Закарпатье – Венгрии, а весь юг Украины, включая Одесскую, Николаевску. Херсонскую, Запорожскую, Днепропетровскую и Харьковскую области, а также Донбасс отдали России. Украине же поляки оставили небольшой клочок земли – центральные и северные области с Киевом.
Едва ли НАТО, США и европейская общественность не в курсе этих планов Польши. Более того, в Сети все чаще появляются слухи о том, что Польша якобы была готова к вторжению на Украину, чтобы забрать свои земли – да помешала российская военная спецоперация. Впрочем, риск вторжения Польши отрицать не следует – если она решится на это, это ни для кого не станет неожиданностью. Об этом в комментарии для «Слово и Дело» рассказал политолог Николай Межевич.
«Что за карта попала на экраны польского зрителя? Но на самом деле, сегодня нет никакого польского зрителя – бывает мировой зритель. Такие карты висят в Польше весьма во многих местах, и совсем не там, где собираются явно национально ориентированные люди. Нет, это обычные карты. В Польше ведь нет ни одного поляка, который бы вышел и сказал: «Вы знаете, я от польского Львова и Вильно отказываюсь». Но с Вильно есть нюанс: он стал литовским Вильнюсом, Литва стала членом НАТО и Европейского союза. Никто не даст Варшаве размахивать дубинкой в направлении союзника по НАТО. А вот с Украиной – другое дело», - объясняет эксперт.
Объективно, последние тридцать лет польско-украинские отношения держались только на такой основе как взаимная антироссийская дружба. Ненависть к России у них сильнее, чем собственные дрязги. И поэтому сама возможность вмешательства Польши в российско-украинский конфликт не представляется сложной или невероятной, это вполне могло было бы случиться. Если бы не США и блок НАТО.
С одной стороны, можно предположить, что очередной очаг конфликта на Украине был бы выгоден американской стороне, которая уже долго поддерживает Восточную Европу в состоянии «горячего мира», извлекая собственные выгоды. Однако единство и целостность блока НАТО для США – задача намного приоритетнее.
«Единство НАТО – это, безусловно, задача американской внешней политики сейчас. Если в свое время Трамп мог говорить:” Я вообще не очень понимаю, что такое НАТО и почему мы на него тратим столько денег”, то сегодня США готовы тратить деньги, готовы нести такие затраты. Все брошено на войну против России – давайте говорить прямо. И в этих условиях никто не допустит польско-украинского столкновения. Поляки бы очень хотели, но американцы не дадут – особенно, учитывая огромное количество американских войск в Польше», — считает Николай Межевич.
Внешнеполитическая активность Польши в целом вызывает головную боль не только в Москве, но во всей Европе и в частности - в Берлине. Если Польша начнет восстанавливать свою территорию в границах 1939 года, это значит, что Германия рискует лишиться своих территорий. В ведомстве канцлера Германии об этом хорошо помнят, и прекрасно понимают, что одно дело - русско-украинский конфликт, и другие дело – изменение границ в сердце Европы.
«Польша не рискнет. На самом деле, это даже в чем-то было бы выгодно для России. Мы бы разделили лавры, вместе бы подвели итог кампании. Но Польша не рискнет. Более того, есть самая сложная проблема: мы боремся с фашизмом на Украине, но польский режим сейчас если не фашистский, то очень националистический. В этом отношении не очень понятно, что хуже», — заключил эксперт.
Сегодня территориальные претензии поляков нельзя рассматривать всерьез. Подобные шаги Польши стали бы реальным основанием для развязывания глобального военного конфликта в Европе, но сейчас это не выгодно ни одной стороне – даже несмотря на угрозы поляков и европейцев.