Найти тему
Стас Ратин

НАША НАЦИДЕЯ

5. ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Книга выдающегося русского историка, географа и философа Льва Николаевича Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли» взбудоражила учёный мир новым подходом к изучению форм существования человеческих сообществ, называемых этносами. Л.Н.Гумилёв совершил величайшее научное открытие по взаимодействию этносов со своей средой обитания, с применением и обобщением одновременно гуманитарных и естественных наук. Гумилёв не ставил перед собой задачи по определению и поиску национальной идеи этноса, но с применением методики «эмпирического обобщения», изложенной в работе В.И.Вернадского «Биосфера планеты Земля», можно подобраться к определению национальной идеи любого этноса. «Что нам известно об этносах?», задаётся вопросом Л.Н.Гумилёв и отвечает: «Очень много и очень мало», и поясняет: - «У читателя есть потребность увидеть одновременно всю совокупность событий и все способы их установления, а не многотомный список статей. В трудах основателей марксизма содержится программа системного подхода к пониманию социальных процессов, но к этногенезу она ещё не применялась. Например, опираясь на летописи, мы рассматриваем только несколько фактов в отрыве от множества прочих, оставаясь в плену у древних летописцев, умеющих умом и талантом навязывать свои оценки. При изучении древних рукописей упускалось из виду главное – извлекать информацию из умолчаний источников. Но, если мы возьмём вместо двух фактов – две тысячи, то получим несколько причинно-следственных цепочек, коррелирующихся не только между собой, но и с предложенной нами моделью».

Этнология как наука стала зарождаться в 50-х гг. XXвека. До Гумилёва наука этнология позиционировалась, как наука о побудительных импульсах поведения коллективов под воздействием: традиций, внешних и внутренних факторов, природной среды, воли человека, а также биологических факторов. Понятие «Этнос» связывали: и с общим происхождением, и с порождением культуры и языка, и с похожестью людей, и с общим взаимопониманием и самосознанием, и с порождением природы, и как социальная категория, и как принадлежность к той или иной общественной формации. К этому времени накопилось такое количество этнографических фактов, без их взаимосвязи, взаимовлияния, с отсутствием их анализа, что это уже становилось простым накопительством. Далее произошло разделение, одни считали определяющими природные и географические закономерности, другие предлагают опираться на социальную деятельность людей, третьи предлагали различать общественные и природные формы развития живой материи. Определённая направленность многочисленных фактов и позволяет выделить их в самостоятельную область науки – этнографию, как сочетание биологии, географии и истории.

Зарождению этнологии, как науки способствовало и то, что уже зародилась наука обществоведение, как социальное развитие человечества, изученное и обозначенное историческим материализмом. И Гумилёв на них даже не останавливается. Сам Л.Н.Гумилёв не даёт единого конкретного побудительного мотива, заставляющего индивидов объединяться в понятие этнос. Гумилёв отдал предпочтение исследованию мировых империй – как самый устойчивый этнос, позволяющий пережить века смятений, смут и относительно мирного угасания. Используя достоверные исторические факты, он исследовал законы поведения этносов: возникновение, развитие, возвышение, надлом, угасание, обскурация, исчезновение. При этом империи исчезают без исчезновения наций, их образующих.

История человечества оперирует только фактами, но для исследования идеологии этносов только исторических фактов недостаточно, хронология событий, летописи не обозначают социологическую составляющую этноса. История этносов состоит не столько из военных подвигов и действий великих личностей и народов, сколько из мирной жизни этноса, на протяжении её значительного периода. Многие литературоведы, критики, так и полагают, что культура, искусство больше скажут о душе народа, чем исторические события. Большую достоверность в определении идеологии этноса дают литературные произведения, а особенно народный фольклор: сказки, былины, песни, поговорки, пословицы, даже легенды и мифы.

Влияние природы на формирование этноса несомненное, что и составляло суть открытия Л.Н.Гумилёва. Связь здесь системная, ставшая основой науки о взаимоотношении человека с природой. Равнинные жители: северной тундры, лесистых степей, песчаных пустынь даже зримо отличаются друг от друга, также как и жители тайги от обитателей джунглей. Горцев не спутаешь с поморами – жителями по берегам морей и океанов, которые тоже отличаются друг от друга – относительно спокойные, даже приятные около континентов и скрытные, свободные на островах буйных сороковых параллелях. «Вопрос же о народностях крайне запутан, полон нелепостей и терминологической путаницы. И тут встаёт новый большой вопрос – можно ли найти осязаемое определение этноса?»

В первобытно-общинной формации индивиды объединялись для совместных действий при охоте, обустройстве жилья, сборе плодов. Земля вокруг кишела зверем, птицей, рыбой, обильно плодоносили растения. Добыча делилась между всеми поровну или бралась каждым по потребности. Недаром, некоторые историки называют это время «золотым веком», «начальным коммунизмом» человечества: обилие еды, климат позволяют родам безбедно жить и существовать. Никому и голову не могло прийти брать больше, чем это нужно для жизни. Реализовался принцип коммунизма: «От каждого по способности, каждому по потребности – идеальное присутствие идеологии коллективизма.

Ухудшение климатических условий (географический фактор) или увеличение численности населения, (биологический фактор) могут обострить для этноса вопрос выживания, так как и то, и другое может привести, например, к нехватке продуктов питания. И тогда этнос начинает искать способ выживания. Выбор не велик. В первую очередь вопрос решается освоением новых территорий (географический фактор), разведением и посадкой растений, приручением и разведением животных, птиц (биологический фактор). В том случае, когда освоение новых территорий становится невозможным, начинают действовать силовым захватом чужих территорий и богатств: грабежом или сбором дани, захватом рабов (исторический фактор), что, подчас становится проще и доступней. Возникает желание захватить побольше, про запас – неизвестно, что будет завтра. Сначала это проявляется среди членов этноса, затем переносится на соседние этносы. Проявляются зачатки индивидуалистической идеологии. Постепенно, благодаря лёгкости приобретения территории или добычи (сбор дани, захват рабов) в этносе окончательно утверждается идеология индивидуализма. Тут уже власть получают не те, кто способен достойно управлять, вести этнос к дальнейшему развитию, а тот, кто способен больше захватить материальных ценностей.

В конце концов, и сбор дани, и приток рабов не вечны. В рабстве люди не размножаются, а внешний приток рабов и сбор дани постепенно истекает. Тогда пришлось дать возможность рабам размножаться, заводить семью. Так и появился класс крестьян, а рабовладельческая формация также постепенно переродилась в феодализм. У правящей части людей приобретаются навыки владения оружием. утрачиваются навыки землепашца, скотовода, ремесленника. Они силой управляются с новыми рабами-крестьянами. Кстати, три мировые религии: буддизм, христианство, ислам. возникли в условиях вырождения рабовладельческой формации: недовольством, как порабощённых стран, так и населением внутри рабовладельческих империй. Тогда и взяла каждая из религий общий постулат человечества – все люди равны перед Богом-Природой. По историческим меркам это происходило в исторически большой срок, в течение тысячелетия до нашей эры.

Используя исторические факты с привлечением культурного наследия: литературных источников, языка, фольклора есть возможность сделать определённый вывод. Чтобы вывод дал более достоверный результат, применим закон «эмпирического обобщения» В.И.Вернадского, имеющий достоверность, равную наблюдаемому факту. В.И.Вернадский предлагает проанализировать имеющие факты, затем на основе всестороннего анализа произвести их синтез. Производя подобные действия с имеющимся количеством исторических фактов, с привлечением культурного наследия, мы придём к определённому результату.

Основные выводы Л.Н.Гумилёва:

а) образование, развитие и угасание этноса зависит от совместного действия биологических, географических и исторических причин;

б) с одной стороны, этнос – это объективное образование, зависимое от влияния внешних причин (биология, география); с другой стороны, историческая судьба этноса (история) является результатом его деятельности, но всё же, она признаётся, как объективный ход самой истории;

в) этнос – это понятие, лежащее на границе биологии и социологии и, следовательно, его судьба подвержена человеческим действиям. Одной из движущих сил развития человечества являются страсти и побуждения, исследованиям которых положили начало Ч.Дарвин и Ф.Энгельс;

г) вне этноса нет ни одного человека на планете Земля и даже пресловутое понятие «гражданин мира» не может избежать этого.

Гумилёв поясняет, что трудность в установлении терминов состоит в том, что количество терминов растёт с накоплением информации. Это можно пояснить анекдотом из студенческого фольклора. Профессор спрашивает: – «Ну-с, молодой человек, отвечайте на вопрос: «Что такое электричество» - «Извините, профессор, я знал, но так волновался перед экзаменом, что забыл» - «Прискорбно, весьма прискорбно. Единственный в мире человек, который знал что такое электричество, и тот забыл». Сей нехитрый анекдот говорит о том, что само понятие «электричество» XXI века, в корне отличается от понятия XIX века. Электротехник XXI века должен знать связь электричества не только с теплотой и светом, но и со связью, радио, телевидением, радиолокацией, радиоастрономией, солнечной батареей, вычислительной техникой, иметь понятие о полупроводниках, индукции, ионизации, гальванизации, интернете, импульсной технике (называемой цифровой), искусственном интеллекте и многом другом.

Используя вновь появившуюся информации, наберёмся и мы смелости определиться с ещё двумя терминами, которыми будем оперировать в дальнейшем. А, именно, «Что такое этнос и что такое государство?». Когда я спрашивал у всех, у кого только мог: политиков, чиновников, лекторов общества «Знание», то оказывался в интересной ситуации. Все, всё понимают, и что такое этнос, и что такое государство, но никто толком, то есть коротко и ясно, не может этого определить.

Определим понятия следующим образом: этнос – это население плюс территория, но не только энное количество квадратных километров, а воздействие внутреннего природного фактора на жизнь населения; государство – это население плюс территория плюс управление, но не только достойное внутреннее управление, но и управление внешнее с целью сохранения и развития государства.