Как-то в интернете нам попалась любопытная информация о монументе, поставленном в Якутии в память о погибших солдатах 273-го Петроградского полка, волею судьбы попавших в Арктику, оставшихся без продовольствия и обмундирования. По одной из версий они замерзли, по второй – погибли от голода и болезней. Братская могила находится в Булунском районе, считается памятником истории и уже много лет охраняется государством. История появления в якутской Арктике питерских солдат оказалась весьма любопытной. Выяснилось, что много лет назад в официальные документы, составленные якутскими чиновниками, закралась досадная ошибка, но историческая правда, в конце концов, восторжествовала. Впрочем, обо всем по порядку.
В селе Кюсюр Булунского района есть братская могила солдат 273-го Петроградского полка. Сколько человек там захоронено и имена красноармейцев, история, увы, не сохранила. В далеком 1952 году, на месте гибели военных, комсомольцы установили памятник, символизирующий пирамиду из штыков, а с 1976 года этот монумент вошел в список объектов культурного наследия регионального значения и с тех пор находится под охраной государства. В реестре он значится под №52, там же указано время гибели солдат — 1918 год
Из документов известного специалиста по Гражданской войне в Якутии, краеведа Петра Конкина, стало понятно, что в 1918 году таких событий в Булунском районе произойти не могло. Ну не мог там оказаться в это время красный отряд!
Однако самое интересно, что ни в интернете, ни в архивах нет никаких (!) упоминаний про 273-й Петроградский стрелковый полк. Есть информация лишь про его «тезку» — 273-й стрелковый полк войск НКВД. Но он был сформирован из комсомольцев совсем в другое время – в годы Великой Отечественной войны в Новосибирске, введен в состав 10-й стрелковой дивизии войск НКВД, и в августе 1942 года отправлен на фронт. Тогда возникает законный вопрос, а что за отряд погиб в Арктике? Как так получилось, что памятник есть, в реестре он числится, к монументу то и дело ходят в походы местные школьники и любопытные туристы, но никакой информации по полку нет.
Возникло серьезное подозрение, что в документах, составленных наспех чиновниками в середине прошлого века, его спутали с другим полком из Петрограда, который прибыл в Якутию 1922 году для подавления мятежа белоповстанцев. В итоге так оно и вышло. В Булунском районе в те годы был 226-й Петроградский полк.
Справка:
226-й полк образован в Петрограде, сформировали его из питерских рабочих-полиграфистов и солдат-добровольцев лейб-гвардии Волынского полка, первыми выступившими против самодержавия в феврале 1917 года. Полк входил в состав 26-й Златоустовской дивизии. 14 июня 1922 года прибыл под командованием Соколова в Якутск на теплоходе из Иркутска в распоряжение 5-й армии. Солдаты были вооружены 12 пулеметами и четырьмя орудиями. Полк участвовал в операциях по освобождению окрестностей Якутии от белых формирований. Самое значительное сражение кадровые военные полка дали в селе Никольцы близ Якутска. По разным данным в том бою погибло от 130 до 1000 белоповстанцев. В годы советской власти одну из улиц села назвали Петроградской в честь бойцов 226-го полка.
Но как же это полк оказался в Кюсюре? Разгадка запутанной истории нашлась в книге известного якутского историка Владимира Пестерева «Гражданская война на северо-востоке России и антикоммунистические выступления в Якутии (1918-1930 гг.).
Выяснилось следующее: 25 июня 1922 года после разгрома белых в Якутске и его окрестностях сто красноармейцев 226-го Петроградского полка были направлены на зачистку белоповстанцев на север, в низовья реки Лены. С собой у них был провиант на 10 месяцев. Проведя там несколько успешных операций по ликвидации белого движения, отряд разделился. В декабре отряд из 64 красноармейцев оказался в селе Казачье Усть-Янского района и был блокирован там противником. Оставшись без своих командиров (одного убили в перестрелке, второй пропал без вести, не вернувшись из разведки — Т.К.) отряд выдержал долгую осаду, длившуюся несколько месяцев.
24 апреля 1923 года красноармейцы вышли пешком из Казачьего и отправились на север в другой район — в поселок Кюсюр, надеясь переправиться через реку, прибыть в поселение Булун и оттуда отплыть в Якутск на пароходе. Многокилометровый поход занял 25 дней. Для плохо одетых и голодных людей это был самый настоящий подвиг. На себе истощенные люди тянули поставленное на салазки военное снаряжение. Дошли не все…
В конце мая 1923 года небольшой отряд прибыл в Кюсюр в надежде как можно скорее переправиться на другой берег реки Лены, там сесть на первый прибывший в этот район теплоход и уехать в Якутск. Но, увы, этим мечтам не суждено было сбыться. В планы экспедиционеров вмешалась погода. Если быть точнее, то начавшийся ледоход. В итоге, все оставшиеся в живых участники похода умерли от цинги. Местные жители похоронили солдат в Кюсюре перед зданием бывшей церкви.
Как же так получилось, что в якутском реестре памятников истории указан абсолютно другой полк? Судя по всему, эта ошибка в реестре памятников пошла аж с 1976 года, когда его только составляли. Может быть, ошибся краевед, который составлял эти данные и отправлял их в Якутск, может в типографии цифры неверно перепечатали или ошибся чиновник. Виноват человеческий фактор…
Статья Татьяны КРОТОВОЙ