Председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов заявил накануне журналистам, что туристы начали бронировать отели на майские праздники, ведомство ожидает в этом году «очень высокий спрос на внутренний туризм в РФ». Отельеры оптимизма не разделяют — бо́льшая часть номеров даже не забронирована, а из-за спортивной изоляции гостиницы лишились соответствующей категории клиентов. Если закрытые границы и валютный курс все же приведут к всплеску внутреннего туризма, то максимум на 10–15%. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Все ограничения сняты, у людей нет никаких преград путешествовать»
В Татарстане в этом году ожидают очень высокий спрос на внутренний туризм на фоне ограничений на заграничные поездки, заявил сегодня журналистам председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. По его словам, жители других регионов уже начинают планировать поездки в РТ, однако, так как большинство из них предпочитают бронировать места в отелях за два-три дня до приезда, пока судить о том, какая часть туристов посетит Казань, рано. «Мы начинаем сейчас готовиться к этому, уже весна, у людей потихоньку просыпается интерес к путешествиям. Думаю, будет высокий туристический сезон. Уже можно отметить, что очень много заявок на бронирование приходит», — сказал Иванов.
Развитию внутреннего туризма ранее уже «помогла» пандемия, когда из-за коронавируса люди также вынуждены были отказаться от поездок за рубеж. Количество туристов тогда увеличилось, однако в этом году их должно быть еще больше из-за отмены антиковидных ограничений, надеется Иванов. «Возможно, турпоток будет сопоставимым, но хочется, чтобы он оказался еще больше, потому что в последние месяцы у нас было очень много ограничений из-за коронавируса. Сейчас практически все ограничения сняты, у людей нет никаких преград путешествовать, посещать объекты, передвигаться без страха. Многие боялись заболеть, сейчас этого нет. Потому мы и ожидаем, что спрос будет выше, чем в пандемийный год», — сказал глава госкомитета.
Негативным фактором для туристического сектора остается короткая глубина бронирования — период между датой бронирования и днем заезда. Туристы, по словам Иванова, звонят в отели в последний момент. Это также связывают с влиянием пандемии. «Когда началась пандемия, люди перестали загадывать на месяцы вперед, заранее искать туры и отели, — говорит Иванов. — В этом году, скорее всего, глубина бронирования увеличится, но все-таки пока не на месяцы вперед. Пока хотелось бы выйти на две-три недели вперед. Сейчас такие туристы есть, конечно, но их очень мало».
«На майские забронировано от 20 до 50 процентов фонда, однозначно ниже, чем в прошлом году»
Исполнительный директор ассоциации отельеров Татарстана Александра Юшутина оптимизм Иванова не разделяет. По ее словам, в прошлом году к концу марта было забронировано порядка 70–80% номерного фонда отелей на майские праздники. «Сейчас по разным отелям ситуация очень разная, но в среднем забронировано от 20 до 50 процентов фонда. Это однозначно ниже, чем в прошлом году, — констатировала Юшутина в беседе с нашим корреспондентом. — Кроме того, эти бронирования не гарантированные, клиенты их заранее не проплачивают».
Также продолжается тенденция к сокращению «окна бронирования» между звонком в отель и заездом — буквально до трех дней. Однако есть надежда, что ситуация изменится. «Самые активные бронирования, как правило, начинаются после 20 апреля, и к началу майских праздников мы надеемся на всплеск заявок ближе к этим датам», — полагает собеседница.
Отельеры рассчитывают на спортивные мероприятия — беговые и веломарафоны, которые смогут загрузить номерной фонд. «Это очень хорошее подспорье, особенно учитывая, что международные спортивные мероприятия отменились», — указала Юшутина.
«Мы столкнулись с тем, что гости на автобусе приехали в Казань целой семьей, а жили не в самом дешевом отеле»
Директор по продажам «Салават City Center» Рустем Тарзиманов полагает, что развитию внутреннего туризма способствует тот факт, что зарубежный отдых будет все более и более недоступным. «Это связано и с курсами валют, и по экономическим причинам — люди станут экономить, а отдыхать в России будет дешевле в любом случае, — объясняет он. — И это мы не берем отдых в Крыму и Сочи, потому что там тоже может быть дороговато для населения. А вот так, чтобы просто приехать, развеяться, прогуляться по Казани — почему бы и нет, люди поедут».
С другой стороны, Казань не морской курорт, на который ежегодно едут наши соотечественники. Это экскурсионное-познавательное направление, и немало состоятельных россиян уже побывали в столице РТ, и завлечь их во второй или третий раз будет непросто. Для этого нужны новые туристические магниты. «Возможно, летом это будет отдых на Волге, чтобы люди могли купаться, или что-то еще», — рассуждает Тарзиманов.
Поэтому даже предприниматели сомневаются в том, что турпоток-2022 будет значительно выше, чем в предыдущие годы. «Возможно, на 15-20 процентов максимум, не более того, — прогнозирует Тарзиманов. — Люди, может, и захотят приехать, но вопрос всегда упирается в деньги. А Казань — город не очень дешевый. С чем вообще ассоциируется Казань? Это в первую очередь гастрономия. Приезжая сюда, люди хотят пойти в ресторан, попробовать необычные блюда. Это все будет накладно. Сейчас вообще пойти с семьей в ресторан обходится все дороже и дороже. Зарабатывать люди больше не станут, поэтому и возникает экономический вопрос. Может быть, они и хотели бы приехать, но не все смогут себе это позволить».
Помимо гастрономии выросли в цене транспортные расходы, прежде всего авиабилеты. «Недавно мы столкнулись даже с тем, что гости на автобусе приехали в Казань целой семьей, а жили не в самом дешевом отеле, — вспомнил собеседник издания. — Есть вариант, что туристы будут искать возможности подешевле добраться, выбирать какие-нибудь железнодорожные чартеры».
По той же причине татарстанцы охладели к зарубежным поездкам. «Через Стамбул, куда из Казани есть прямой рейс, можно попасть в любую страну мира, тем более что во многих из них начинают снимать „ковидные“ ограничения, но билеты кратно возросли в цене, кратно! — говорит собеседник издания. — Если раньше в Стамбул можно было полететь за 15–20 тысяч рублей, то сейчас от 80 тысяч рублей и выше».
Еще один транзитный путь пролегает через Дубай, но цена билета как минимум не ниже. «Будет ли вообще международный туризм у нас существовать или нет — это еще вопрос, — задумался Тарзиманов. — Прогнозировать в нынешней ситуации — гиблое дело. Все будет зависеть от результатов спецоперации на Украине. Если это окажется затяжной конфликт, может, даже запретят выезды? Тогда вообще ни о каком международном туризме не будет и речи».
Осложняет положение путешественников и отключение от системы SWIFT. «Зарубежный туризм связан с партнерами, и когда турфирмы платят своим партнерам, то они именно эту систему используют. На данный момент часть наших крупных банков отключили от SWIFT или ввели ограничения. Есть банки поменьше, которые пока не отключены, и мы как туркомпания все-таки еще можем перевести платеж за рубеж. Но как дальше сложится ситуация — непонятно» — сетует собеседник. — Все также упирается в желание человека куда-то поехать в столь неопределенный момент. Люди переживают, кто-то боится остаться за рубежом. Стоит ли сейчас рисковать?»