Захватывающее изложение истории о юношеских амбициях.
Художник, создавший эту картину, предположительно Питер Брейгель или один из его последователей, написал действительно обширный пейзаж.
Вдали видны горные хребты, города и поселки. На среднем расстоянии корабли в португальском стиле движутся по спокойному морю, перевозя грузы между торговыми пунктами. На переднем пастух присматривает за стадом овец, а фермер вспахивает небольшой участок земли. Красная рубашка фермера резко выделяется на фоне зелено-голубого тона всей картины.
Одна крошечная деталь среди этой массы активности, хотя ее легко пропустить, должна привлечь наше внимание: в правом нижнем углу обратите внимание на пару ног, болтающихся в воде, исчезающие в ней.
Эти ноги принадлежат юноше из греческого мифа по имени Икар. Он попытался взлететь с помощью крыльев, сделанных из птичьих перьев и воска, но крылья подвели его, и он с головой погрузился в воду.
Падение Икара - всего лишь крошечная деталь на картине Брейгеля, но она добавляет глубокое эхо, которое любопытно и завораживающе отражается в остальной части работы. На картине размером 73,5 на 112 сантиметров центральная тема отодвинута на задний план - но в этом и есть смысл.
История Икара
Начнем с истории Икара, который жил на острове Крит со своим отцом Дедалом.
Дедал был известным ремесленником и изобретателем, работавшим на царя Миноса. Именно Дедал придумал лабиринт, в котором содержался Минотавр - существо с телом человека и головой быка. Именно Дедал дал дочери царя, Ариадне, клубок ниток, чтобы помочь ее возлюбленному Тесею выбраться из Лабиринта после убийства Минотавра.
Дедал и Икар были заключены в тюрьму Миносом за помощь Тесею. Отчаявшись бежать, Дедал использовал свои изобретательские способности, чтобы сделать пару крыльев из перьев и пера. Он также сделал пару для Икара, чтобы они могли сбежать вместе. Но он предупредил Икара, чтобы тот не взлетал слишком высоко в небо и не приближался к морю. "Сын мой, я предостерегаю тебя, чтобы ты держался среднего пути, ибо если твои шестерни опустятся слишком низко, то воды могут помешать твоему полету, а если они взлетят слишком высоко, то солнце может опалить их".
Отец и сын успешно вылетели из своего заточения, но Икар, "дерзкий в тщеславии", стал парить на крыльях и подлетел слишком близко к солнцу. От жары воск, скреплявший крылья, начал плавиться, и Икар рухнул в море.
История Икара и его отца Дедала много раз была представлена в литературе и искусстве. Возникают две альтернативные темы, превращающие трагическую историю в моральную аллегорию. Первый - как символ изобретательности и стремления человека. Вторая - та, которой отдавали предпочтение моралисты эпохи Возрождения: падение Икара с неба как аллегория юношеской гордости и впадение в крайности.
Отрывок из "Метаморфоз" Овидия, в котором описывается полет Икара и Дедала:
Гордый своим успехом,
глупый Икар оставил своего проводника,
и, дерзкий в тщеславии, стал парить,
поднялся на крыльях, чтобы коснуться небес;
Но когда он приблизился к палящему солнцу, его жар
размягчил душистый воск, на котором держались его перья;
и жар все больше растапливал мягкий воск -
он взмахнул голыми руками вместо крыльев,
не имея больше перьев для поддержания полета.
И когда он воззвал к имени своего отца.
его голос захлебнулся в темно-синем море,
которое теперь называлось Икариан от имени мертвого мальчика.
Обработка Брейгеля
Возвращаясь к картине Брейгеля, совершенно очевидно, что история Икара была вытеснена новым акцентом - пейзажем и людьми, которые в нем живут.
Интерес Брейгеля к пейзажу и людям проходит через многие его картины: он был художником, который писал образы народной жизни, запечатлевая занятия и социальную жизнь современных нидерландских городов. Как и в картине "Икар", он часто изображал маленькие фигурки в панорамных видах, занимая возвышенную точку обзора над сценой.
Таким образом, в картинах Брейгеля мы имеем намеренное выдвижение на первый план обычных людей, занятых повседневными делами.
В рассказе Овидия также говорится, что пахарь, пастух и рыбак "изумлены и думают, что видят богов, приближающихся к ним через эфир", однако на картине Брейгеля они выглядят гораздо менее изумленными. Пахарь вообще ничего не замечает, в то время как пастух смотрит на небо с обычным взглядом, выражающим недоумение.
Судьба Икара отвлекает лишь на мгновение. День уже подходит к концу. Солнце вот-вот сядет за море - не в зените, как в традиционном рассказе об Икаре. Другими словами, время идет вперед, и скоро начнется новый день. А у мира есть и другие дела.
***
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк!
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство